Детство

На модерации Отложенный

Я не люблю песни про детство. Типа «детство, вернись». Ну да, вернуться в детство после того, как мы уже прошли эту суровую школу жизни, когда набрались ума, возможно, и не очень плохо. Но тоже – лучше не надо! Даже сейчас. Вы посмотрите на своих детей. Вероятно, они завалены вкусняшками, игрушками и гаджетами. Но до какой же степени они не свободны! Начиная с детского садика. Поднимаете ребенка утром, а он хочет спать. Но – надо! Одеваете его и ведете в детский коллектив. А детский коллектив очень жесток! Особенно пока дети совсем маленькие. И никому из них нельзя давать свободу, иначе беды не оберешься.

Потом школа. «Школьные годы чудесные». Вы у детей спросите, нравится ли им ходить в школу? Конечно, бывают школы, где учиться легко и приятно. Только в таких школах никто не получает никаких знаний. А если вам надо, чтобы ребенок учился, никакой свободы ему давать нельзя. В школе отвечают на вопросы, которые дети не задают. Например, кому из детей придет в голову спросить: «А чему равен квадрат гипотенузы?» Он же не Пифагор. Да и Пифагору этот вопрос пришел в голову тогда, когда он был уже взрослый. И сколько бы яблок не падало на голову вашего ребенка, а законы Ньютона надо учить. Сам он до закона земного притяжения не додумается. И желания ребенка при этом учитывать нельзя. 

Надо!

Юность. Гормональный взрыв. Вот уж мучение! У него уже усы вполне заметные, а свободы как у первоклассника. Или кто-то хочет это повторить?

Вот и не надо лицемерить. Детей надо жалеть.  И помогать им преодолевать все трудности счастливого детства.

И тут я плавно перехожу к книге Роулинг «Гарри Поттер». Это книга о трудном детстве, о взрослении и возмужании.

А у Гарри еще и сиротская доля. Во всех самых ужасных ее проявлениях. Но об этом ни думать, ни писать просто не хочется. Лучше книгу почитать.

Хогвартс – это, если в наших терминах, школа-интернат. Для нас в России это звучит, мягко говоря, не привлекательно, но для Англии конца ХХ века отправлять своих детей учиться в закрытую школу , видимо, в порядке вещей. Вон любящие родители Дурсли тоже своего Дадлика в школу-интернат отправили. Да еще в такую, где ученики бьют друг друга палками! Думаю, это Роулинг пошутила, а там черт их, англичан, знает.

На Хогвартс мы смотрим глазами Гарри, новичка в волшебном мире. И читать описание этой школы очень интересно. Величественный замок, огромный зал с заколдованным потолком. И никакого электричества. Зато привидения! Нам с Гарри про привидений, полтергейст и тому подобные чудеса интересно, а у Рона над его спальней на чердаке упырь.

Или вспомните, в каком доме вырос Сириус. Уж там всякой дряни было навалом. Так что детей, выросших в волшебном мире, таким не удивишь.

Но Хогвартс прекрасен для кого угодно.

Там много свободы. Преподаватели не сидят в гостиных и не наблюдают за порядком. Дети там предоставлены сами себе. Правда, Филч и миссис Норрис. Но для волшебников сквиб большой угрозы не представляет. Да и бродят они только по коридорам. Так, мелкая неприятность.

И вот без всякого особого давления дети учатся. Аккуратно посещают уроки, делают домашние задания. Я думаю, что главная причина этому – непререкаемый авторитет преподавателей. Какими бы они ни были. Самодур Снегг, дешевка Локонс, странная Сивилла Трелони. Никто не оспаривает их права оценивать знания учеников, объективны эти оценки, или субъективны. Преподаватели могут наказывать или поощрять учеников. Никаких дискуссий по поводу справедливости. Наказан – терпи. Никто не вмешается. Я верю Роулинг в том, что это работает. Она сама была учительницей в школе, поэтому знает, о чем пишет.

Мне кажется, что нашей школе этого очень не хватает. Да, в наших школах учителя тоже разные. Но, какими бы они ни были, никто не должен мешать им учить наших детей. С тех пор, как учитель в школе перестал быть свободным в своей работе, уровень знаний детей скатился до неприемлемого. Авторитаризм в школе – залог успеха.

В книге Роулинг подробно и точно описан процесс взросления человека, трудный, радостный и мучительный одновременно. Книга за книгой, год за годом.

Первая книга детская. Да и вторая тоже. Дамблдор потом объяснил Гарри, что он давал ему возможность успеть порадоваться жизни перед тем, как придет его время выполнить свое предназначение. Пара встреч с Волан-де-Мортом ничего не испортила, но дала возможность мальчишке поверить в свои силы. Ну и чему-то успеть научиться. А еще в испытаниях проверить крепость дружбы Рона и Гермионы. Самая крутая компания в Хогвартсе стала нерушимой.

В третьей книге начинают приоткрываться тайны. Дети любят открывать тайны. Но за любой тайной обычно скрываются грязь, жестокость и предательство. И в мире остается меньше света и радости, но больше боли.

В жизнь Гарри врывается Сириус. Вот интересный пример попытки вернуться в детство. Для Сириуса Гарри – это Джеймс. Только подросток. И Сириус сам ведет себя как подросток. Пытается вычеркнуть из жизни то, что было после детства. Повернуть на ладони воскрешающий камень. Но  у Сириуса ничего не получается. Ему остается только красиво умереть. Дары Смерти – это не для жизни. Это чтобы смерти не бояться.

В четвертой книге детство Гарри заканчивается. Приходит взросление, с ним приходит то, к чему человек готовится в детстве.