Миллиарды рупий для России — подстава: Индия заваливает РФ миллиардами рупий, продолжая сама торговать в долларах

На модерации Отложенный

После принятия решения о введении торговых взаиморасчетов в рупиях с Индией, индийцы с восторгом его приняли. Отказ России от использования доллара оказался выгодным для Дели, и нашу страну захлестнули потоки рупий, которые никому в мире не нужны. Забавно, что сами индийцы не торопятся отказываться от доллара. В итоге Россия оказалась пленницей своего собственного решения.

В настоящее время в России скопились «миллиарды» ограниченно конвертируемой национальной валюты Индии. С другими странами рассчитываться рупиями не получится, а индийский экспорт в РФ в 10 раз меньше встречного. В результате складывается парадоксальная ситуация — вроде как торговля во всю идет, но Россия по большому счету, ничего с этого, кроме «индийских бус» и кучи резаной бумаги, не имеет. В этой ситуации в выигрыше остается лишь Дели.

Мало того что Индия получает наши ресурсы за фактически неконвертируемые рупии, так она еще может эти самые ресурсы перепродавать заинтересованным странам, но уже в долларах. Да и продажа продукции сомнительного качества России, тоже довольно неплохо пополняет индийский бюджет. То что решение торговать в рупиях было ошибочным, было ясно с самого начала. Но мы с непонятной упертостью продолжаем это делать, в ущерб собственной экономики. Деньги, которые должны работать на страну, в результате пылятся на банковских счетах, и что с ними делать никто не знает. Впору уже начинать россиянам выплачивать зарплаты и пенсии в индийской валюте.

Да, индийские партнеры предлагают вкладывать рупии в облигации местных компаний. С одной стороны, для российских экспортеров это довольно неплохое решение, но проблема в том, что все застрявшие рупии так «распихать» просто не получится.

«Это проблема существует. Нам необходимо использовать деньги, и для этого необходимо конвертировать рупии в другие валюты. Этот вопрос обсуждается», — заявлял еще весной глава МИД РФ Сергей Лавров.

Однако с тех пор утекло много воды, но решение ожидаемо так и не было найдено.

Министерства торговли Индии официально объявило о том, что РФ по объемам экспортера в страну, стала второй после Китая. Если сравнивать с АППГ, то импорт вырос более чем на 200% — с 3, 6 до 11 млрд. долларов. И все это на фоне неоднократных заявлений о новых рекордах по поставкам российской нефти.

Но вот что интересно — Россия находится лишь на 31-м месте среди стран, куда Индия экспортирует свою продукцию. То есть получается, что Индия от России получает с избытком, а вот сама с нашей страной торгует крайне неохотно. Причина? Да все очень просто — страна избавляется от своих же рупий. Ведь в случае экспорта в нашу страну, Индия по существующей договоренности, получит оплату в своей же валюте, а этого им, конечно, не надо. Куда приятнее продавать свою продукцию за доллары и евро, а России рассказывать сказки о том, что Индия вот-вот откажется от доллара.

В результате наблюдается огромный дисбаланс торговли: Россия поставляет товары, пользующиеся мировым спросом, которые можно затем перепродать с весовым профитом, а Дели в свою очередь, предложить толком ничего не может.

Ещё летом издание Bloomberg сообщило, что на счетах российских компаний в Индии каждый месяц накапливается порядка 1 млрд долларов в рупиях. Банк России в свою очередь этой темы старается избегать, и конкретные цифры не называет. Лише единожды Набиуллина обмолвилась, что объемы накопившейся выручки в рупиях не столь уж и большие. Впрочем, как показала практика, для Эльвиры Сахипзадовны и 300 млрд. долларов не большая сумма, коль она их с такой легкостью подарила Западу.

Как бы там ни было, тратить индийскую валюту практически некуда. Как рассказал первый заместитель председателя правления «РосДорБанка» Эдуард Христианов, выручка, получаемая нашими экспортерами в рупиях, скапливается на счетах в банках Индии. Мало того, в связи с ограничениями на индийском валютном рынке, возможности по выводу этих денег ограничены.

Наиболее простое решение в данной ситуации, это увеличение импорта. По мнению Христианова, можно было бы увеличить импорт фармацевтической продукции, а также наладить поставки индийских авто, которые в принципе могут составить конкуренцию китайским. Другой вопрос, хотят ли этого в Дели.

«По данным Минпромторга Индии, основа экспорта в Россию — это рыбная продукция, злаковые, чай, кофе, специи, фармацевтическая продукция, бойлеры, электрические машины и оборудование…», — перечисляет индийский экспорт Юлия Коновалова, доцент РУДН.

Коновалова так же говорит о том, что отказ от доллара при взаиморасчетах и переход на нацвалюты, был очень преждевременным. Однако несмотря на накапливающиеся как снежный ком проблемы, отменять это решение никто не собирается.

«Индийские партнеры заявили, что они отлично понимают всю серьезность существующей проблемы и будут нам предлагать различные варианты», — дал свой комментарий по этому вопросу еще в сентябре замглавы МИД РФ Андрей Руденко.

Есть ли выход из ситуации?

Дели со своей стороны предлагает следующий вариант решения проблемы. Как сообщил Economic Times, резервный банк Индии намерен сделать послабления по правилам инвестирования средств со счетов востро: средства можно будет вкладывать в корпоративные облигации.

«В этом случае существует возможность получать процентный доход, чтобы рупии не лежали мертвым грузом на банковских счетах. Доходность индийских облигаций в рупиях около 7, 1-7, 7% годовых», — отметила Наталья Мильчакова, аналитик Freedom Finance Global.

Однако и это лишь полумера, которая проблемы не решает, но позволяет хоть как-то спасти от девальвации уже полученную выручку.

«Основная задача, стоящая перед собственниками зависших вырученных средств, это обеспечить их сохранность, и по возможности обеспечить хотя бы небольшую доходность. Напомню, в последнее время рупия девальвировалась в среднем на 7% за год. Расширение перечня инструментов даст возможность немного заработать», — отметил Христианов.

Впрочем, даже если владельцы средств и получат какой-нибудь доход, то опять-таки он будет в рупиях, с которыми неизвестно, что делать.

Да и вложения в активы, номинированные в рупиях, это ещё то удовольствие. Политическая нестабильность, вероятность замедления темпов экономического роста, неустойчивость курса — всё это типичные риски для активов развивающихся стран. В общем, даже несмотря на возможность получать доход, проблему репатриации средств для наших компаний, подобный способ решить не сможет.

Эксперты видят перспективы скорее в совместных проектах, куда можно будет вложить имеющиеся рупии. Ещё во времена Советского Союза существовали так называемые «рупийные долги», и в те времена зависшие деньги вкладывались в развитие совместных проектов на территории Индии. Поэтому сегодня по мнению экспертов, возвращение к советскому опыту, это чуть ли не единственный способ заставить работать миллиарды скопившихся рупий. Другой вопрос, хочет ли сама Индия этого.

Индии безусловно нужна нефть, и Дели, конечно, будут как-то стараться удержать российских экспортеров. Но тамошняя власть отлично понимает, что по большому счету, России деваться некуда, так как рынки сбыта в условиях фактической изоляции нашей страны, крайне ограничены. Поэтому Россия продолжит продавать нефть, а Индия покупать её за рупии. Единственный выход из этой ситуации, это вернуть взаиморасчёты в долларах, но Москва на это вряд ли пойдет, да и индийскую сторону это наверняка не устроит.

Впрочем, уже давно пора перестать при принятии решений обращать внимание на мнение Индии. Эта страна, что бы там ни говорила российская сторона, давно сделала свой выбор в пользу Запада. Индия регулярно проводит совместные военные учения с США, выступает против валюты БРИКС, торгует за нашей спиной нашими же товарами в долларах.

Так зачем нам такие друзья? Почему Россия всегда мечется в поисках того, кому бы сбагрить свои природные ресурсы, принадлежащие, по сути, народу? И это в то самое время, когда на внутреннем рынке растут цены на топливо, газ, электроэнергию и т.д. Может пора подумать о своем народе, и не складировать тоннами никому не нужную макулатуру в виде тех же рупий?