Взбесившийся литр: «Биржевые» цены разоряют независимые автозаправки
На модерации
Отложенный
Топливный кризис преодолён, всё хорошо, ГСМ просто залейся — под таким соусом власти подают полную отмену «бессрочного» запрета на экспорт нефтепродуктов. О какой-то стабилизации цен на том уровне, коими они были до сентябрьского скачка, чиновники уже не вспоминают. Постоянно рекламируются некие «биржевые» цены на топливо, которые никому не интересны. Дескать, они сильно упали. Правда, так называемые «независимые» АЗС этим почему-то не могут воспользоваться.
«Принято решение с 17 ноября снять временный запрет на экспорт автомобильного бензина, введенный 21 сентября в рамках комплекса мер по стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке моторного топлива. В течение прошедших двух месяцев при сохранении высоких объемов переработки нефти на НПЗ обеспечено насыщение внутреннего рынка и создан профицит предложения автомобильного бензина, в том числе в биржевом канале реализации. В результате с начала запрета экспорта биржевые оптовые цены на автомобильный бензин существенно снизились. Запасы автомобильного бензина составляют около 2 млн тонн», — заявили в Минэнерго.
Биржевые цены потребителям ГСМ совсем не интересны, так как это — не более чем какие-то виртуальные цифирки, не имеющие никакого отношения к реальности. То есть к стоимости литра топлива на АЗС, а также к мелкооптовым ценам, по которым горючее на нефтебазах покупают юрлица.
К крупнооптовым ценам эта самая биржа тоже не имеет никакого отношения, хотя вроде как это должно быть одним и тем же. Однако никто в этой стране никому ничего не должен и цены на АЗС, которые не входят в сети вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), лучшее тому подтверждение.
На начало текущего года Аи-92 в столичном регионе стоил 45−46 рублей за литр вне зависимости от АЗС, у «независимых» порой дешевле, чем у ВИНК. Сейчас всё наоборот — на олигархических заправках этот бензин стоит 49,75 — 50,15 рубля за литр, на всех остальных — 53−54 рубля за литр и выше. То есть у ВИНК рост с начала года — 8,7−9%, у «независимых» — около 15−20%.
Вроде как «крупняк» сейчас зарабатывает меньше, но это не так. Внутри нефтяного холдинга нет необходимости что-то покупать-продавать, то есть в совокупности получается очень выгодно. Однако главная выгода — это грядущий передел рынка заправок. «Независимые» сейчас терпят убытки, автомобилисты к ним заезжают лишь по необходимости — когда рядом нет АЗС ВИНК. Ведь платить на 10% дороже за топливо никто не хочет, посему и клиентуры стало намного меньше.
Нефтяные олигархи, конечно, плачутся — что всё плохо, всё сгорело, всё пропало. Денег нет, и непонятно, как эти бедолаги еще держатся. Приплачивают народу за каждый литр бензина, никак не иначе.
«Текущий уровень налоговой нагрузки и фактическое регулирование цен на АЗС государством привело к падению привлекательности инвестиций в развитие бизнеса в структуре крупных нефтяных компаний. Что касается розничных цен, то в сентябре 77,2% от стоимости бензина (77,3% для дизтоплива) на заправках составляли налоги, вместе с доставкой доля возрастала до 85,7%», — сетует глава «Татнефти» Наиль Маганов.
Есть и цифры покруче, иные в своих стенаниях и вовсе берега потеряли. Дескать, себестоимость на АЗС выше 100%, мы терпим убытки, и всё такое. Хотя убытки терпят не ВИНК, а «независимые» заправки.
«Несмотря на то, что ИП платят меньше налогов, содержать заправку все равно стало невыгодно. Чуть раньше этот же владелец вынужден был закрыть АЗС в поселке Раздольном. Недавно закрылась заправка на улице Топоркова в Петропавловске-Камчатском. К сожалению, сейчас ситуация на топливном рынке края такая, что многие владельцы заправок сворачивают бизнес», — рассказывает председатель объединения «Камчатский топливный союз» Владимир Довгань.
В других регионах та же ситуация, разве что всё ещё не так запущено. Купить что-то на бирже нет никакой возможности, всё, что там происходит — чистой воды фейк. «Независимые» берут ГСМ напрямую у крупных нефтяных компаний, минуя всякие там глупые биржи, а ВИНК ломят цены. Как для того, чтобы просто получить побольше прибыли, так и с целью уничтожения конкурентов. По сути, типичное рейдерство в общероссийском масштабе.
Это — одна сторона медали. Другая — необходимость обслуживать интересы своих западных хозяев. Фактическая ситуация с ГСМ в России власти уже не интересует, точнее, им дали понять, что нужно слушаться западных «друзей». Которым требуется много бензина и солярки, причём недорого. В том числе для Украины.
Согласно данным Centre for Research on Energy and Clean Air (CREA) основным покупателем топлива из России до сих пор является Евросоюз!
«Россия с февраля 2022 года заработала 550 млрд евро, причем страны Евросоюза закупили топлива более чем на 180 млрд евро. После Евросоюза крупнейшим импортером является Китай.
Нефть (включая сырую нефть и нефтепродукты) и ископаемый газ (по трубопроводам или поставки СПГ) составляют подавляющую часть представленных доходов. С 16 по 22 октября 2023 года Россия экспортировала в ЕС топлива на 6 млрд евро: нефть на 2,7 млрд евро, нефтепродуктов на 1,8 млрд евро, газ на 0,8 млрд евро, а угля на 0,5 млрд евро", — посчитали в CREA.
Есть ещё и третий аспект, ещё более важный — нанесение экономике РФ максимального урона. Именно поэтому дизтопливо, в отличие от бензина, непомерно дорогое.
«Сегодня я не вижу ажиотажа, везде есть практически все марки и дизельного топлива, и бензина. Цена от максимальной откатилась. Но по сравнению с предыдущей ценой всё равно это очень большая прибавка. 92-й бензин был 45−47 рублей, на сегодня он на заправках крупных производителей — „Роснефть“, „Газпром“, „Лукойл“ — 61−62 рубля. Дизельное топливо 62−64 рубля, хотя его до подорожания можно было по 38 рублей взять», — говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства из Краснодарского края Николай Маслов.
То есть плюс 35% по бензину и плюс 65% по солярке. В столичном регионе держат более низкие цены, а вот на провинции, которая реально кормит страну, отрываются по полной программе. И результат, как говорится, налицо.
«Как и ожидалось, пошли независимые опровержения очень хорошего роста ВВП в III квартале — на 5,5% по Росстату. Ну, как опровержения — медицинский факт не опровергнуть — скорее, разговоры, что „весь ваш рост — туфта“. В Bloomberg Economics ожидают „нанорецессии“, в итоге рост экономики может замедлиться до 0,9−1% в 2024 году», — считает экономист Никита Кричевский.
Бесспорно, дорогое топливо — отнюдь не единственный негативный фактор.
«Мы полагаем, что ключевая ставка достигла пика текущего цикла, однако Банк России будет удерживать ее на уровне 15% до марта 2024 года. По нашим оценкам, недавнее повышение ключевой ставки до 15% с 13% увеличивает вероятность рецессии в РФ примерно до 70% на фоне перспектив сокращения потребления и инвестиций», — прогнозирует экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
Немного разные механизмы. Высокая ставка делает невозможным кредитование, в конские цены на ГСМ напрямую лупят по себестоимости. В совокупности получается так, что в Вашингтоне всем довольны. Плюс постоянная угроза топливного дефицита в России, то есть над предприятиями висит неопределённость — никто не знает, что будет завтра. А завтра могут опять всё подчистую вывезти, ограничений-то больше никаких нет. Судя по всему, в ближайшее время что-то подобное и случится. В очередной раз…
Иван Рыбин
Комментарии
"Независимые автозаправки" этл осколки ельцынской мафии.
Сдавайтесь жулики!
Есть ещё и третий аспект, ещё более важный — нанесение экономике РФ максимального урона. Именно поэтому дизтопливо, в отличие от бензина, непомерно дорогое.
---------------------------
Хе-хе, и главное, о чем, ПОЧЕМУ ТО , нет четкого намёка в статье