Что происходило с имуществом беглецов из СССР и как поступали с их семьями

На модерации Отложенный                             






Беглецы из СССР приравнивались к государственным преступникам. Пойманному эмигранту грозил расстрел, а всем его родственникам до пятого колена — аресты и забвения. Но люди все равно уезжали за границу, бросая нажитое, оставляя все, что было дорого, и даже дорогих сердцу людей.

Что происходило с имуществом беглецов из Страны Советов, и как поступали с их близкими?

Плата за «невозвращение»

Волна нелегальной эмиграции началась в 20-30-е годы. Тех, кто поворачивался спиной к молодой Стране Советов, называли «невозвращенцами».

Нелегальную эмиграцию мог позволить себе не каждый — в основном бежали представители элиты — бывшие дворяне, политические деятели, ученые. Кто-то из них ехал по тайному приглашению, а некоторые просто в никуда.

Их родственникам, которых оставляли беглецы, приходилось не сладко. Считалось, что если есть родство — то о планах эмигранта могли знать, но не донесли. И всех, кто имел отношение к эмигранту, допрашивали в НКВД и потом отправляли в лагеря. Чаще это были особые места лишения свободы — поселения в Сибири. Здесь было голодно, холодно, но все же лучше, чем в настоящем лагере по типу ГУЛАГа.

Родственники «невозвращенцев» получали клеймо на всю жизнь — они и их дети не могли поступить в учебные заведения, иметь хорошее воинское звание, приличную работу.



Всё, что нажито

Бежали из Союза чаще семьями. Брали с собой только то, что можно было увезти в паре чемоданов. В пустых квартирах оставалась элитная мебель и посуда, часто антикварные и ценные вещи, все предметы быта.

Процедура работы с имуществом «невозвращенцев» была проста. В пустую квартиру беглецов приходил наряд НКВД. Конфискации подвергалось все, что было ценно. Хотя, когда в квартиру въезжали новые жильцы, им часто еще что-то оставалось из небедного убранства. Элита боялась, но не бедствовала.

Сотрудники органов и сами любили поживиться конфискованным. Хотя для них это было чревато уголовной статьей. Но как-то к Молотову поступило письмо от простой советской гражданки Зайцевой. Она рассказала, что жены милиционеров спекулируют продуктами, и не только.

Государственный фонд и комиссионки

Задачей НКВД было сохранить ценности в резерве государства. Был даже создан специальный фонд для торговли с другими странами Торгсин. Среди имущества беглецов были предметы искусства, антикварная мебель, и многое другое.

Все, что проигнорировало советское государство, отправлялось в комиссионки. В 30-е годы случился всплеск по открытию таких магазинов, особенно в столице.

И дорогие предметы быта от «предателей» уходили мгновенно. В стране царил дефицит, и, видимо, не все советские граждане были бедными.