Гиковский феномен: как «Скотт Пилигрим против всех» повлиял на поп-культуру

На модерации Отложенный

На Netflix выходит анимационный сериал «Скотт Пилигрим жмет на газ», по сюжету которого парень из Торонто должен сразиться с семью злыми бывшими девушки своей мечты. Предыдущая адаптация графических романов Брайана Ли О'Мэлли, «Скотт Пилигрим против всех», предвосхитила массовый интерес к гик-культуре в кино. Time Out рассказывает, как фильм Эдгара Райта опередил свое время и стал эталонной экранизацией комикса.

На чем основан фильм

В апреле 2009 года британский режиссер Эдгар Райт, на тот момент автор комедий «Типа крутые легавые» и «Зомби по имени Шон», после долгих переговоров со студией Universal Pictures приступил к съемкам «Скотта Пилигрима против всех». В основу романтического боевика легла серия комиксов Брайана Ли О’Мэлли о взрослении. 

К тому времени, как Райт начал работу над экранизацией, вышло уже пять томов, посвященных истории Скотта Пилигрима — 23-летнего канадца (в фильме ему 22), который выходит из зоны комфорта ради девушки мечты Рамоны Флауэрс и в итоге обретает самоуважение. В 2009 году шестой графический роман О’Мэлли существовал только в виде черновика, поэтому Эдгар Райт и сценарист Майкл Бэколл самостоятельно закончили финальную главу для адаптации. Позже автор комикса даже договорился с создателями фильма об использовании некоторых фрагментов из сценария для своей последней книги. Однако концовки у экранизации и графической серии получились разные: в кино Скотт отправляется на встречу будущему вместе с необыкновенной Рамоной, а в комиксе остается с приземленной Найвз. 

Комиксы о Пилигриме стали культовыми благодаря не только фантастической рисовке, искрометному юмору и оригинальным персонажам — хипстерам, нердам, рок-звездам, снобам, псевдовеганам, но и обыденному сюжету: читатели-миллениалы легко узнавали себя в главном герое-гике, запутавшемся в жизни. 

Эталонный кинокомикс

«Скотт Пилигрим против всех» — не единственный кинокомикс, премьера которого состоялась в 2010 году. Тогда же вышли «Железный человек 2», «Пипец», «Джона Хекс» и «Лузеры», но до лидерства этого направления в прокате оставалось еще несколько лет. 

В 2012-м отгремят первые «Мстители», супергероика еще долго будет бить рекорды по кассовым сборам, а увлечение киновселенными Marvel и DC станет мейнстримом. Но тогда кидалтинг еще не покорил современную поп-культуру — и массовый зритель не смог оценить «Скотта Пилигрима против всех» по достоинству: при бюджете в 85 миллионов долларов фильм провалился в прокате. И хотя широкая аудитория осталась равнодушна к премьере, фанаты комикса были в восторге от того, что Райт подошел к адаптации с большой любовью и вниманием к деталям. 

Кадр из фильма «Лузеры» Дмитрий Евстратов Кадр из фильма «Железный человек 2» Дмитрий Евстратов Кадр из фильма «Пипец» Дмитрий Евстратов

«Скотт Пилигрим против всех» не был первой покадровой экранизацией комикса — до нее скрупулезностью отличился «Город грехов». Однако именно картина Райта досконально следовала первоисточнику, нисколько не переосмысляя сюжет. Крышесносный фильм, идеально соответствующий бунтарскому стилю самого режиссера, буквально воспроизводил опыт чтения комикса, что в 2010-м было вновинку. 

Кадр из фильма «Город грехов» Дмитрий Евстратов

Повествование в «Скотте Пилигриме» выстраивается, как в графическом романе: экран часто делится на комиксные панели — например, когда герои общаются по телефону, всплывающие надписи вторят громким звукам — от трели дверного звонка до оглушительного удара во время поединка, а монтажные переходы поочередно воссоздают оригинальные фреймы.

Кадры из фильма «Скотт Пилигрим против всех» Дмитрий Евстратов

Фильм элегантно копирует и самый красивый момент из комикса — сюрреалистичный сон Скотта о девушке мечты. Драматичные флэшбеки о прошлом Рамоны Флауэрс тоже показаны в виде комикса. Только эти меланхоличные рисунки принадлежали уже не О’Мэлли, а брату режиссера, Оскару, вдохновившемуся графическими романами. 

В отличие от других кинематографистов, фрагментарно использовавших элементы комиксов, режиссер «Скотта Пилигрима» сделал их основой всего кино.

Сейчас такой же безупречной имитацией графического романа на экране считаются анимационный фильм «Человек-паук: Паутина вселенных» и его приквел — «Человек-паук: Через вселенные». 

Кадр из фильма «Человек-паук: Паутина вселенных» Дмитрий Евстратов

В «Скотте Пилигриме против всех» образцовыми стали и сцены файтинга, ссылающиеся на видеоигры, как и в комиксе. Так, у главного героя был счетчик жизней, а от поверженных врагов оставались лишь монетки. Для того, чтобы сцены получились максимально эффектными, за полгода до начала съемок актеры занимались боевыми искусствами и усердно тренировались. В итоге поединки вышли зрелищными и захватывающими, став еще одной удачей фильма. По уровню погружения в мир видеоигр «Скотт Пилигрим» все еще остается эталоном, на который ориентировались «Первому игроку приготовиться» и «Главный герой».

Кадры из фильма «Скотт Пилигрим против всех» Дмитрий Евстратов

Ода гикам и мечтателям

«Скотт Пилигрим против всех» — любовное послание гикам, чьи интересы и увлечения долгое время либо игнорировались, либо преподносились как нечто стыдное для взрослых. В фильме Райта же главный герой, обычный парень из Торонто в исполнении Майкла Серы, показан не занудным ботаником, как персонажи «Теории большого взрыва», а классным чуваком, который играет на бас-гитаре в рок-группе, сражается с врагами ничуть не хуже Лю Кана из Mortal Combat, нравится сразу двум девчонкам и в финале выходит победителем, получив суперсилу в виде самоценности. Неудивительно, что мечтатель и эскапист Скотт Пилигрим стал кумиром гиков. 

Кадр из фильма «Скотт Пилигрим против всех» Дмитрий Евстратов

Кино Райта, вместившее элементы комедии, мелодрамы, мюзикла, супергероики и гонконгского боевика, впервые показало гика в позитивном свете: он не существовал в собственном пузыре и не игнорировал реальный мир. Сейчас такие персонажи — неотъемлемая часть популярных фильмов и сериалов: взять к примеру Дастина из «Очень странных дел». 

Кадр из сериала «Очень странные дела» Дмитрий Евстратов

«Скотт Пилигрим» также полюбился множеством пасхалок к видеоиграм и поп-культуре. И дело не только в отсылках к «Бриолину», «Звездным войнам» и «Долбанутым», использовании восьмибитной графики и файтингов в стиле Mortal Combat. Эдгар Райт включил в фильм звуки из серии игр The Legend of Zelda и сцены добивания в конце боя из Street Fighter, а злых бывших Рамоны превратил в пародии на супергероев, включая Флэша, Бэтмена и «Людей Икс». «Пиксели» и «Тетрис» тоже успешно внедряли компьютерную игру в сюжет, но, увы, не добились гармонии «Скотта Пилигрима».

Нетипичная история взросления

«Скотт Пилигрим против всех» остается одной из самых оригинальных историй взросления. Главный герой — бездельник и гедонист. Ему слегка за двадцать, он не избранный, не супергерой и даже в некотором роде злодей. Пилигрим встречается с 17-летней Найвз Чау не из-за влюбленности, а чтобы поднять самооценку после болезненного разрыва (спойлер: бросившая его девушка стала суперзвездой). 

Когда же розоволосая американка Рамона Флауэрс материализуется из сна Скотта, он не спешит расставаться с нынешней партнершей и обманывает ее — точно не самый хороший поступок. Но не стоит спешить с выводами. Чтобы заслужить любовь Рамоны, чьи волосы не раз поменяют цвет, Скотту придется расправиться с ее всемогущими бывшими — один даже пробил дыру в Луне. Но, пройдя через все испытания, парень осознает, что всегда определял себя только через отношения с девушками, а не как личность. 

Кадр из фильма «Скотт Пилигрим против всех» Дмитрий Евстратов

«Скотт Пилигрим» — это история о принятии себя. Верными признаками взросления здесь служат признание собственной неправоты и исправление ошибок. Скотт, извиняющийся перед теми, кого обидел и не ценил, переживает духовную трансформацию. Удивительно, но именно страсть к музыке и видеоиграм позволяют Пилигриму обрести внутренний стержень и счастье. Комикс О’Мэлли впервые заявил, что наши «детские» увлечения делают нас сильнее. Эдгар Райт же талантливо перенес эту идею в кино. 

Фото: архивы пресс-служб