Теория поколений: какое оно — наше будущее

На модерации Отложенный

«Теория поколений» относительно молода: ее основоположники, Нил Хоув и Уильям Штраус, в 1991 году издали книгу «Поколения».

В этой увлекательной работе история США показана как серия биографий поколений с 1584 года. Хоув и Штраус пошли дальше: вывели закономерности не только в каждой возрастной группе людей, но и заметили цикличность — с определенной частотой поколения «повторяют» друг друга с интервалом примерно в столетие. Конечно, с поправкой на техническое развитие.

Психологи, педагоги, социологи и рекламщики очень интересуются теорией поколений на практике: как ни крути, а работать им в итоге приходится с группами, которые исповедуют разные жизненные принципы, восхищаются разными кумирами, по-разному реагируют на значимые исторические события, и жизненные ценности у каждого поколения тоже свои.

«Миллениалы», «зумеры», «альфы» (самые юные из живущих ныне, их эпоха началась в 2010-х). И они, «альфы», уже скоро уступят место человеку новейшему. Сейчас это еще неродившееся поколение называют «бетами». Понятное дело, деление на поколения довольно условно. Разделять людей на поколения — не математика с физикой, точную формулу тут никак не вывести. Но все же большинство теоретиков утверждают, что с 2025 года к нам придут абсолютно новые люди — люди «бета». Значит, наступающий 2024 год — последний год поколения «альфа». А что потом? Футурологи предсказывают всякое. И то, что «бета» будут первыми из людей, родившихся в эпоху искусственного интеллекта, — и жить им придется, маневрируя между цифровым и реальным, земным миром.

Жить в двух измерениях — каково это? Мне бы не хотелось попробовать, честно. Но им, еще неродившимся, выбирать не приходится. И, вполне вероятно, им будет «норм».

Так же, в свое время, мы оплакивали преждевременно и «зумеров», и «альф», «пробитых» интернетом до копчика, не разлучающихся со смартфоном даже в уборной. «Как жить-то будете?» — заламывали мы руки. Ничего, живут и, кстати, имеют вполне себе ясные ценности, достойные уважения.

Теперь-то, начитавшись о цикличности поколений, я понимаю, что это те самые ценности, которые исповедовали прабабушки и прадедушки. То есть, значит, поколение «бета» повторит черты «молчаливого поколения» — так называют тех, кто родился с 1923 по 1943 год. Это поколение было относительно малочисленным: две жестокие мировые войны сделали свое дело. Экономические трудности и разруха, которую им пришлось преодолеть, не сломили тех, кого позже нарекли «шестидесятниками».

«Физики» и «лирики», романтики, походники, люди, живущие с верой в будущее, — такими вошли в историю представители «молчаливого поколения». И такими чертами будут наделены новые земляне, те, с кем мы еще не знакомы лично, представители поколения «бета».

Мне страшно за них, этих еще нерожденных. Потому что мир оказался слишком хрупким, и сегодня даже само существование человечества поставлено под угрозу. Потому что трудно жить в двух реальностях одновременно, и как же им, бедолагам, вывезти не только бремя страстей человеческих, а еще и туманные отношения с роботами?

Скорость жизни, как пугают футурологи, начинает превышать скорость человеческой адаптации. Мы уже сейчас «не вывозим». А на каких скоростях будут жить «беты»? Именно они будут ответственны за появление так называемой индустрии 5.0, которая будет фокусироваться на человеческом интеллекте и слиянии технологий и человека. А мы ответственны за то, чтобы они пришли в этот мир. 

Чтобы им было, куда прийти.

Екатерина Рощина