Спецслужбы СССР

На модерации Отложенный




— ЧК — Чрезвычайная комиссия против контрреволюции и саботажа;

— ОГПУ — Объединенное главное политическое управление;

— ИНО — Иностранный отдел (внешняя разведка);

— НКВД — Народный комиссариат внутренних дел;

— ГУГБ — Главное управление государственной безопасности;

— ПГУ — Первое главное управление (внешняя разведка) КГБ СССР;

— КГБ — Комитет государственной безопасности;

— «СМЕРШ» (советская военная контрразведка);

— ГРУ — Главное разведывательное управление Генштаба Сов Армии;

— КИ — Комитет информации при Совете Министров СССР;

— Центральная служба разведки СССР.


Доносы в период советской эпохи писали даже дети на своих родителей. Многие искренне верили, что делают правое и нужное дело.


В Российской Империи до 1917 года существовала полноценная судебная система, с блестящими адвокатами и независимыми судьями. Анонимный донос не принимался к рассмотрению в суде, обвиняемый имел право не оговаривать себя. Защита подсудимого могла не оставить камня на камне от обвинения, построенного только на доносах. В Уголовном кодексе Российской Империи была статья о клевете.


Первые советские "законы" однозначно свидетельствуют, что СССР являлся государственным преступным образованием.


В.И.Ульянов-Ленин: "Советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты".


Председатель Ревтрибунала Советской Республики К.Х.Данилевский: «Революционные военные трибуналы — это в первую очередь уничтожение, изоляция, обезвреживание и терроризирование врагов Рабоче-Крестьянского отечества и только во вторую очередь — это суды, устанавливающие степень виновности данного субъекта».


Н.В.Крыленко, председатель Ревтрибунала, Нарком юстиции СССР: «Единственным мерилом степени виновности подсудимого является революционная совесть судей, которые избираются из среды надежных партийных товарищей». «Требовать от судьи абсолютной объективности — чистейшая утопия».


Чекист Гольдин говорил: “Для расстрела нам не надо никаких доказательств и допросов, а также подозрений и уж конечно никому не нужного, глупого делопроизводства. Мы находим нужным расстреливать и расстреливаем”.


Мартин Лацис, член Президиума ВЧК: "Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить – к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого".


Создатель ВЧК Ф.Дзержинский: «Не думайте, что я ищу форм революционной юстиции; юстиция сейчас нам не нужна". "ЧК должна защищать революцию и побеждать врага, даже если меч ее при этом случайно упадет на головы невинных".


В 1920-е по специальному Декрету о Красном терроре брали и расстреливали заложников, то есть совершенно невиновных людей, а органам ЧК было предоставлено право внесудебных расстрелов. Эти меры санкционировались советским руководством на высшем уровне.


В 1930-е дела рассматривались в частности в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года — без адвокатов, без вызова свидетелей и без права на обжалование приговора. "Царицей доказательств" считалось признание обвиняемого, которое выбивали системой изощрённых пыток, так же одобренных и поощряемых государством на самом высшем уровне.


58-я статья о государственных преступлениях, принятая в 1926 году, имела несколько пунктов, где предусматривалось уголовное наказание "за недонесение". Страх стал отличной питательной средой для политического доносительства. Доносы писали как добровольно, так и вынужденно, под давлением следствия. Человек писал донос на соседа по коммунальной квартире, рассчитывая в случае его ареста занять освобожденную жилплощадь.


Члены семьи доносчиков-чемпионов регулярно получали награды: ордена и ценные подарки. А вот тех, кого заподозрили в "недоносительстве", ждала трагическая участь. Был даже издан специальный приказ НКВД №00486, согласно которому недонёсших членов семей осужденных по 58-й статье сажали "автоматически": жен, престарелых родителей; детей отправляли в детдома.