Путь к единству

На модерации Отложенный

 

 4 ноября Россия в 19-й раз отметит День народного единства — самый молодой из государственных праздников.

О том, почему эта дата заняла достойное место в календаре, что способствует, а что мешает единению общества, «АиФ» рассказал историк, писатель, главный редактор проекта «Россия — моя история» Александр Мясников.

Полезный праздник

Виталий Цепляев, aif.ru: Александр Леонидович, до 1996 года в начале ноября мы праздновали День Октябрьской революции, потом — День согласия и примирения, а с 2005 года — День народного единства. Прижился ли новый «красный день календаря» или для многих это просто лишний выходной?

Александр Мясников: Государственные праздники у нас стал вводить ещё Пётр I. При нём появились День победы (после Полтавской битвы), День военно-морского флота... Пётр хотел создать праздники, которые бы объединяли всех жителей России, независимо от их национальности, вероисповедания, социального положения. Важность таких праздников понимали и большевики. Правда, многие из введённых ими «красных дат» не прижились — например, День низвержения самодержавия (12 марта), День Парижской коммуны (18 марта)... Что же касается идеи праздновать День народного единства, то эта идея мне кажется удачной, потому что она следует петровской традиции. Этот праздник в календаре останется.

Если бы не князь Пожарский и «посадский человек» Кузьма Минин, история России могла бы пойти совсем иным путём.

                             Фото из открытых источников

«Батяня-комбат». Князя Пожарского избрали вождём не за ум, а «за правду»

— Притом что в его основе лежит событие более чем 400-летней давности — освобождение Москвы от поляков в 1612 году?

— Событие действительно давнее, но исключительно важное для становления российской государственности. Между прочим, именно в том году, задолго до Керенского, у нас возникло первое временное правительство во главе с князьями Трубецким и Пожарским. Из представителей всех сословий был созван Совет всея земли, которому предстояло выбрать нового царя. Кстати, подобная модель демократии — избрание выборщиков, которые выбирают главу государства, — позже прижилась в США.

Когда-то Александр III сказал, что нас все боятся в силу нашей огромности. Но можно сказать, что эта огромность — испытание и для нас самих.— АЛЕКСАНДР МЯСНИКОВ, ИСТОРИК


Есть и ещё одна деталь, которая рифмуется с сегодняшними событиями.

Ведь в 1612 году русские ополченцы выгнали из Кремля не только поляков, но и французских мушкетёров, и немецких наёмников, которых наняла Семибоярщина. Они были профессионалами военного дела, поэтому выбить их было не так-то просто.

Сила коллективизма

— Имеет ли народное единство сегодня особую значимость?

— Что мы подразумеваем под единством? Это понятие, противоположное индивидуализму, которым мы заразились в эпоху построения капитализма, когда главное было заработать денег, стать успешным — неважно, какой ценой. А ведь Россия всегда была жива и сильна своим коллективизмом. В одиночку на нашей территории было не выжить. Кроме того, тут бок о бок жили люди разных национальностей, и веками сложилось уникальное многонациональное единство, скрепляемое общей государственностью.

                                 Фото из открытых источников

Праздник нашей истории: отмечать День народного единства надо осмысленно

— Можно ли сказать о том, что единство народа достигнуто и оно не «бумажное», настоящее?

— С февраля прошлого года многое в этом смысле изменилось. И мы видим, например, массовую поддержку действий нашей армии, поддержку присоединения новых территорий к России. Открывая филиалы нашего проекта в Луганске и Мелитополе, мы общались там с учителями. Честно скажу: таких людей я больше нигде не встречал — до такой степени открытых, заинтересованных в понимании нашей общей истории. Я был просто потрясён.

— Что людей объединяет, понятно. А что разделяет? Например, огромное материальное расслоение вряд ли способствует единению...

— Конечно, и не только оно. Когда-то Александр III сказал, что нас все боятся в силу нашей огромности. Но можно сказать, что эта огромность — испытание и для нас самих. Потому что жители, к примеру, Омска и Калининграда живут по-разному. Как по-разному живут жители крупных городов и сельской глубинки. Есть масса вещей, которые нас разделяют, причём буквально. Взять хотя бы плохие дороги. Добраться из одного конца страны в другой — проблема! В этих условиях объединять нас может только какая-то внятная сверхидея, единая цель: что нужно сделать, чтобы жизнь в стране стала лучше. И общая работа на достижение этой цели.

Советская власть пала, когда оказалось, что партийная номенклатура живёт своей жизнью, а простые люди — своей, что государство оторвалось от людей.— АЛЕКСАНДР МЯСНИКОВ, ИСТОРИК