Памяти Александра Ивановича Можаева (Бабая)
На модерации
Отложенный
Автор: Агидель Епифанова
«Славьте Бога, зачем себя славить?»
В славном и грозном 2014-м он с первого появления на экране сделался символом Русской весны, Русского мира – просто за счет одного облика своего. Настоящий русский казак, кряжистый, колоритный. Словно бы с картины сошедший или на картину просящийся. Словно из самых недр земли нашей явившийся. Или из времен былинных – бородач-богатырь. Что-то васнецовское, НАШЕ. Образ-мем, народный любимец… Казак Бабай… «Эй, Обама, мы твоего однокожника поймали!» И суров был, и пошутить умел – тоже этакая наша природная черта… Ничего о нем не знали тогда, а просто полюбили как образ национальный…
Позже узналось, что зовут Бабая в миру Александром Ивановичем Можаевым. Родился в Белореченске в 1977 г. в рабочей семье. Срочную служил в ПВО. Казак Кубанского казачьего войска. Юность Александра Ивановича пришлась на перестройку и 1990-е. Безотцовщина… Ранняя смерть старшего брата. Он помогал матери, с 10 лет подрабатывал как мог, но в какой-то момент связался с дурной компанией, получил срок, вышел досрочно за примерное поведение… В колонии Можаев строил храм. В дальнейшем он рассказывал, что именно тогда его мировоззрение поменялось кардинально.
Выйдя на свободу, бедовый казак вскоре чуть не отправился обратно – на сей раз не по своей вине, а столкнувшись с этнопреступностью и коррумпированностью правоохранительных органов.
Стоял сентябрь 2013 г. Вместе с другом Можаев зашел проведать знакомого ветерана-афганца. «Естественно, мы выпили пива за встречу, но не до чертиков, — рассказывал казак о дальнейшем «Комсомольской правде». — Примерно в 23:30 ко двору нашего дома подъехала какая-то машина, водитель начал сигналить, причем делал это так громко и часто, что в голове у нас уже стоял звон, а ночь ведь на дворе, люди отдыхают, да и по закону после 23 часов шуметь нельзя. Ну я решил выйти на улицу и попросить автолюбителя прекратить сигналить. Подошел к нему, сказал, мол, дружище, хватит, тут люди отдыхают, пожалуйста, прекрати. Он снова продолжил трезвонить. Тут я не вытерпел и подошел к его окошку и сказал: «Люди спят, 21 век на дворе, есть телефоны, позвони». Тут он выпрыгнул из машины: «Ты кто такой, чтобы мне указывать?!» А я ответил, что казак и хозяин земли кубанской и везде ему буду указывать, если он будет себя нахально вести и нарушать законы. Кореец сел и уехал, а я вернулся в дом. Через несколько минут опять подъезжает та же машина и начинает сигналить.
Мы с Виталиком вышли. Из авто выскочили шесть человек и стали нас мутузить, моего товарища сразу же повалили и стали бить ногами. Мне удавалось отбиваться, один пытался на меня навалиться сзади, но я его скинул. Тут главный кореец закричал «Остановитесь!» и предложил мне ехать с ним к ним на какую-то базу, а не то они будут дальше до смерти избивать моего друга. Делать нечего, я согласился. Они проникли потом в наш дом, из кармана брюк уснувшего афганца вытащили ключи от его машины, посадили нас туда и на двух тачках повезли на базу по каким-то кучерям. Как я понял, корейцы здесь что-то выращивают. В общем, посадили нас за стол с их главарем.
— Ну что, бойцы, у вас есть два варианта выхода из этой ситуации, — начал кореец. — Первый: вы передо мной извиняетесь, и мы вас отпускаем, второй — мы вызываем ментов и пишем на вас заявление, что вы на нас напали с ножом.
Мы выбрали второй вариант. Решили проучить этих иноземцев, но о том, что здесь все полицейские подкуплены, я тогда не догадывался. Через некоторое время приехал полицейский.
— О, здорова, майор! — послышалось у дверей.
В этот момент я понял, что вряд ли правоохранители нам помогут. Полицейский начал на нас кричать и материться, мол, вы что тут творите, совсем охренели и т.п. Я ему — послушай, что вы корейцев выгораживаете? Вы еще толком не знаете, что случилось, а нас обвиняете.
— Гражданин полицейский. Будьте добры представиться. Сколько корейцы вам платят, что вы за них заступаетесь?
— 30 тысяч рублей в месяц.
— У нас с вами тогда разговора не получится, вызывайте наряд из участка!
Пока он ехал, на нас этот майор вместе с корейцами начал составлять протокол, где мы пьяные к ним пришли сода на базу и стали драться, угрожали убить и т.д. Наши объяснения никто не слушал и не хотел слышать.
Представляете, полицейский написал, что мы шли пьяные по улице, а они нас забрали и назначили штраф 100 рублей, — рассказывает Александр Можаев. — Я тут вообще обомлел, мне все стало ясно, что здесь в Выселках творится балаган. Потом отвезли на медицинское освидетельствование, тест показал, что у меня в крови было 0,16 промилле алкоголя. Потом нас опять отвезли в отдел, моему другу я попросил вызвать скорую, но полицейские отказали. Я тогда сказал, что мой товарищ ничего говорить не станет и будет лежать на полу всю ночь. Тогда правоохранители сжалились, приехали врачи и подлатали нас, у меня вся майка была в крови, у Виталика много гематом и ссадин. Поколотили нас очень хорошо.
Бабай
фото: Влад Моисеев
Нас отпустили, пока идет расследование.
Я нанял адвоката, но тот сказал, что мне нужно искать свидетелей, потому что в Выселках коррупция, до правды там не докопаешься. А потом начался Крым, и мне не до этого было. Я знаю, что не вру и бояться мне нечего, угрызений совести не испытаю, даже если меня несправедливо посадят за решетку».
С началом крымских событий Александр Иванович понял, что его место там. «Я сразу же решился на поход, чтобы эта киевская фашистская хунта потом ко мне на родную Кубань не пришла», — объяснял он. Придя отметиться в милицейский участок, казак сказал сотруднице, что в следующем месяце не придет, отправляется в Крым. На это он услышал в ответ: «Ты террорист!»
7 марта Бабай прилетел в Симферополь, где началась его служба в отряде «Волчья сотня». Другим ее легендарным героем был казак Динго, погибший тогда же, в 2014-м… Динго был первым ополченцем, которому был поставлен памятник. Его создал скульптор-самоучка Николай Яснополян, которого также уже нет на свете.
В крымской столице казаки охраняли телевышку и патрулировали улицы. Помогали ополчению блокировать военные части на полуострове. Когда Крым вернулся в Россию, часть казаков вернулись в свои станицы. Но Можаев остался, понимая, что борьба только начинается. «Я понял, что наши братья-славяне нуждаются в помощи и в других частях Украины, — говорил он. — Вместе с другими казаками-добровольцами со всей России поехали в Славянск». На пути в Славянск сотня остановилась в поселке Грушевка, что рядом с Алуштой. Ночевали в древнем храме 1-го века н. э. Здесь добровольцев благословил на поход отец Марк. Две недели казаки провели в посте и молитвах за русский и украинский народ.
В Славянск «Волчья сотня» прибыла за неделю до Пасхи и приняла участие в захвате СБУ, администрации и других объектов. Кровопролития не было, в ту пору довольно было выстрелов в воздух, чтобы ВСУ и правоохранительные органы разбегались. Солдат ВСУ казаки вообще не трогали как мобилизованных, жалея 18-летних мальчишек, которых дома ждали матери. Иное дело – «правосеки» и наемники. Однажды бойцы сотни пошли на разведку и наткнулись на лагерь американских наемников «Охотники за головами». Казаки вступили в бой, результатом которого, согласно их утверждениям стали 18 убитых «янки». Из Славянска Бабай и 10 терских казаков были направлены в Краматорск. «Рад, что меня целиком и полностью поддерживает моя жена, которая вот-вот скоро должна родить второго ребенка, и моя девятилетняя дочка, — говорил в те дни Бабай. — Все меня очень ждут и надеются, что вернусь домой со щитом».
Тогда он и впрямь вернулся со щитом, привезя от бойцов подарок новорожденному сыну – чебурашку. Вскоре он стал отцом в третий раз.
В пору минских похабных перемирий Бабай оставался дома. А с началом эскалации конфликта вновь отправился на фронт. Его много раз хоронили, и враги отплясывали гопак на его мнимой могиле, но примета, что похороненному ошибочно сужден долгий век, в случае Можаева не оправдалась. «Казак Белореченского районного общества Александр Можаев с позывным Бабай пал смертью храбрых на передовой 18 октября 2023 года. Он защищал Родину в составе казачьего добровольческого отряда «Кубань» (БАРС-11) на Запорожском направлении», — такое скупое сообщение опубликовало командование отряда. На сей раз ошибки нет… Осиротевшая семья ждёт своего героя на щите, дабы предать земле…
Вахмистр Можаев мечтал возродить монархическую Российскую Империю, в составе которой будут Донецкая и Луганская области. «Нет такого народа – украинцы. Есть хохлы, казаки, славяне, православные – все в одну веру веруем», — говорил он.
Атаман Верного казачества подполковник Алексей Селиванов, также сражающийся ныне в Запорожье, рассказал в интервью: «В 2014 году Бабай взял с собой в опасную экспедицию казачью папаху — казалось бы, совершенно ненужный в походе предмет. Но тем самым он показал свою казачью идентичность, тот факт, что Русская весна, восстановление единства незаконно отторгнутых от России территорий, защита Русских людей и Православной веры — это казачье дело. Что казаки-воины — это не антиквариат. Что настоящие казаки были и есть… Не звенеть юбилейными медалями на фольклорных праздниках, а отправиться туда, где пишется история. Где Смерть ходит рядом с Подвигом. Отправиться туда в камуфляже и казачьей папахе. В том, что сегодня в СВО гордо и эффективно воюют казачьи подразделения, во многом именно его, Можаева, заслуга».
Народная молва приписывала любимому герою всевозможные подвиги: сбитый вертолет, сбитый самолет… На самом деле, ничего такого за Можаевым не числилось. Он просто честно выполнял свой долг, не сподобившись совершить громких подвигов. Впрочем, кто знает? Бабай не относился к тем «героям», что «изранены на колчаковских фронтах», он относился к своей славе спокойно и никак не пытался преувеличить её небылицами о себе, честно отрицая приписываемые ему подвиги. Быть может, что и утаил намеренно, не желая выпячиваться. «Это же простая слава, — пожимал плечами казак. — А я говорю, что слава — Богу, а мне — жизнь. Славьте Бога, зачем себя славить?»
Комментарии