Турецкие качели
На модерации
Отложенный
Решение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана дать наконец формальное одобрение на вступление Швеции в НАТО не стало неожиданностью. Еще летом Анкара заявила о готовности перестать блокировать присоединение Стокгольма к Североатлантическому альянсу. С самого начала этот турецкий «бунт на корабле» был похож на временную меру, призванную, с одной стороны, мобилизовать антизападно настроенных избирателей внутри страны в преддверии президентских выборов, а с другой — укрепить позиции Турции в отношениях с Брюсселем и Вашингтоном.
Эрдогану удалось добиться решения обеих задач — и уверенной победы по итогам голосования, и снижения градуса критики в заявлениях европейских и американских партнеров. При этом Анкара продолжает укреплять позиции в регионе: исход карабахского кризиса был во многом предопределен военно-политической поддержкой, оказанной Баку со стороны турецких союзников.
Тем не менее вспышка палестино-израильского конфликта уже успела стать довольно непростым испытанием для команды Эрдогана, традиционно тепло относившейся к движению ХАМАС (в Стамбуле базируется часть его руководства), но при этом в последние годы сумевшей наладить диалог с еврейским государством. На фоне обострения ситуации Турция одной из первых выдвинула предложения по урегулированию ситуации, заключающиеся в предоставлении обеим сторонам неких гарантий безопасности со стороны ведущих мировых и региональных держав. Пока что ни в Израиле, ни в Газе их не приняли, но сам факт дипломатической активности Анкары в крайне щепетильной для нее обстановке заслуживает существенного внимания.
Впрочем, в долгосрочном плане нацеленность коллективного Запада на уничтожение ХАМАС ставит Турцию перед непростым выбором: либо сократить поддержку радикального движения и лишиться симпатий части мусульманского мира, на лидерство в котором Эрдоган уже давно и упорно претендует, либо вновь вступить в клинч с США и всей «группой поддержки» Израиля.
Пока что турецкое правительство пытается балансировать, посылая разнонаправленные сигналы обеим сторонам. И решение окончательно снять с повестки дня «шведский вопрос» выглядит символическим сигналом западным партнерам — Анкара добровольно отказывается от роли возмутителя спокойствия в НАТО, но при этом ждет особого отношения к себе. В том числе в вопросе о позиционировании в ближневосточном кризисе.
Для России произошедшее событие не имеет принципиального значения. Швеция уже давно интегрировалась в выстраиваемую Вашингтоном военно-политическую систему в Европе, а потому ее вхождение в альянс никак не скажется на общей архитектуре региональной безопасности. Можно лишь посочувствовать шведским гражданам, налоги которых будут уходить не на решение социальных вопросов или, к примеру, крайне насущной проблемы нелегальной миграции, а на дополнительную милитаризацию Прибалтики в борьбе с мнимой «русской угрозой».
Что касается Турции, то очередные маневры Эрдогана едва ли могут нас удивить. Мы привыкли к постоянным колебаниям вектора в политике турецкого лидера, который, впрочем, достаточно осмотрителен, чтобы не вернуть двусторонние отношения к состоянию прямой конфронтации.
Тем не менее прозаичный итог эпопеи с потешным, как выяснилось, противостоянием Турции и Швеции явно поможет остудить горячие головы некоторых рьяных поклонников курса Эрдогана в российских экспертных кругах, давно лелеющих абстрактные мечты о необходимости более тесного сближения с Анкарой. Только трезвый и рациональный подход к взаимодействию с такими непростыми партнерами поможет нам избежать ошибок прошлого и решить стратегические задачи без лишней наивности и избыточной эмоциональности в оценках.
При всех симпатиях к нестандартной, многовекторной дипломатии Турции она остается важным членом НАТО — враждебного России союза, ведущего против нас гибридную войну. И забывать об этом простом факте мы не имеем морального права.
Автор — проректор Дипломатической академии МИД России
Комментарии
Не качели, а маятник!
Турция не намерена делиться кайфом.
Турция стойко стоит на своём и движения туда сюда не сбивает из под неё собственный фундамент.
Я уже говорил, что ситуация вокруг Вопроса Палестины и Израиля - это Карабахский синдром - Турция при разрешении этого вопроса - Лидер Ближнего Востока !
Эрдоган сегодня после своего выступления одержал Победу!
Если Россия упустит инициативу в этом вопросе - Турция и в России победит.
Весь Мусульманский Мир будет сверять свою жизненную позицию по Турецкому Авторитету.
Маятник - символ жизни - движение без потери своей собственной сути.
Направление движения не играет никакой роли - главное в стабильности точки опоры или ветки на котором сидим или висим!
Эрдоган указал на свою опору - Истину - без сиюминутных Правд в угоду той или иной стороне.
Президент (самозванец) СССР
Абдулбасир Магомедов, Весь Мусульманский Мир будет сверять свою жизненную позицию по Турецкому Авторитету.)))
Весь мусульманский мир... Весь христианский мир... Как будто есть что-то единое по принципу веры.
Любовь, Ислам - для Настоящего Верующего - это симбиоз Иудаизма и Христианства в Развитии, где люди живут в родстве не по национальным критериям, а по Вероисповеданию.
Короче: Если Маятник Турции остановится - вокруг неё сплотится большая часть населения Евразии!
Спорит не будем, время покажет !
Президент (самозванец) СССР
Любовь, Ислам - для Настоящего Верующего - это симбиоз Иудаизма и Христианства в Развитии, где люди живут в родстве не по национальным критериям, а по Вероисповеданию.
Короче: Если Маятник Турции остановится - вокруг неё сплотится большая часть населения Евразии!
Спорит не будем, время покажет !
Президент (самозванец) СССР
чево мона каментировать на высер депила который сочуйствует шведским гражданам... согражданам из Кизил-орды посочуствуй депил....
каждое свое решение в на внешнем рынке Эрдоган старается продать с наибольшей выгодой. Турции не жарко и не холодно от наличия Швеции в НАТО, но он из этого постарался выжать для неё максимальную выгоду.
Владимир Лендяев, Нельзя сказать, что вертлявая политика Эрдогана обеспечила для Турции и лично для Эрдогана хоть какую-то стабильность и уверенность в завтрашнем дне. На выборах он победил с трудом. И надолго ли победил.
Любовь, победил, однако, и держится у власти почти 10 лет. Для этого надо иметь некоторые способности и правильно учитывать интересы различных политических сил.
Владимир Лендяев, Победил благодаря или вопреки своей вертлявости. Коран ведь жгли напоказ. И Эрдоган гневался напоказ?
Любовь, коран жгли в Швеции напоказ, в надежде отсрочить с помощью Турции вступленин Швеции в НАТО, куда её заставляют вступить США. А для Эрдогана, это повод поторговаться с США насчёт экономических уступок, траншей МВФ т продажи Турции некоторых видов вооружений.