План слишком хитёр

На модерации Отложенный

Идея провести президентские выборы на Украине следующей весной обречена на провал (коллаж: рисунок - Темур Козаев, фото - Дмитрий Азаров/Коммерсантъ)

«Ситуация сложная, – накануне признал Зеленский, – но выборы состоятся». Ранее он запросил у западных парт­нёров 5 млрд долларов на обеспечение безопасности голосования, но денег ему не дали. Убеждать Зеленского провести выборы в срок приезжал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Но Зеленский капризничал, и во время американского вояжа ему, по всей видимости, сделали строгое внушение. О чём-то таком предупреждал накануне поездки депутат Рады Алексей Гончаренко: «В Вашингтоне настаивают на выборах, администрации Байдена важно подтвердить легитимность президента Украины». Гончаренко отметил, что украинские власти «не способны самостоятельно принять решение о проведении выборов», но не выполнить требование «вашингтонского обкома» Зеленский едва ли рискнёт.

Перезагрузка любой ценой

Этой осенью на Украине должны были пройти выборы в Верховную раду. Однако их перенесли на весну, обосновав перенос «военным положением». Правомочность переноса оспаривают правоведы, ибо «военное положение» – понятие тонкое, но пока в Киеве шли пертурбации с Конституционным судом, правовые тонкости решили похерить. И это, похоже, не понравилось американцам, смекнувшим, что точно так же Зеленский может перенести и президентские выборы. И его хлопнули по рукам. Теперь парламентские и президентские выборы скорее всего пройдут синхронно.

Зеленскому было бы выгодно сначала провести парламентские выборы, заменив в Раде растерявших популярность у избирателей «слуг народа» новой партийной структурой, а затем идти на выборы самому – при гарантированной поддержке в регионах новыми депутатами. С осенними выборами Зеленский замешкался из-за того, что глава офиса президента Андрей Ермак и куратор фракции «слуг народа» Давид Арахамия не смогли по-братски разделить фракцию. Раздел перенесли на весну, ещё не догадываясь, что за океаном их принудят поторопиться с президентской кампанией. И сейчас ситуация такая: две кампании, нравится или нет, придётся проводить одновременно. Президент не сможет гарантировать «монобольшинства» в Раде, а депутаты не смогут протащить своего кандидата в главы государства. Чем руководствовались американцы, предлагая Зеленскому такое решение, остаётся гадать. Не иначе как тем, что в Вашингтоне решили полностью перезагрузить украинскую власть одним махом.

Слишком тухлые кандидаты

А с кандидатами в президенты как-то совсем негусто. Сам Зеленский – раз, главком Валерий Залужный – два, начальник Главного управления разведки минобороны Кирилл Буданов – три. Это если верить публикациям украинской прессы. Других соискателей обычно не называют. Каковы шансы Зеленского? Некоторые считают, что они весьма малы. Мол, обнищали две трети населения, 11 млн человек эмигрировали, в стране 3 млн инвалидов. Также отменены местные выборы всех уровней, что не нравится региональным элитам. Независимые социологические замеры показывают поддержку Зеленского избирателями на уровне 20–22%. Не лучше дела у Залужного и Буданова. Обещанное контр­наступление не удалось, в стране по-прежнему продолжается мобилизация. При таком раскладе электоральные шансы военных могут быть невелики. Вероятно, именно по этой причине их и прочат в спарринг-партнёры Зеленскому.

Есть ещё парламентская оппозиция – «Европейская солидарность» Петра Порошенко и «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Последняя практически не отсвечивает, избирателей не будоражит, а у Порошенко хотя и есть сторонники, но больше 7–8% на выборах они ему не принесут. «Голос» в его сегодняшнем виде своего кандидата если и выставит, то раскрутить его точно не успеет – будь это хоть действующий лидер фракции Ярослав Железняк или прибережённые на чёрный день «консервы» – популярные «говорящие головы» Евгений Плинский и Алексей Кущ.

Но есть, однако, нюанс. Где-то с полгода назад, говоря о предстоящих президентских выборах на Украине, госсекретарь Энтони Блинкен отметил, что, по его мнению, на них должен быть представлен весь политический спектр, в том числе и партии, оказавшиеся под запретом. Вряд ли Блинкен имел в виду коммунистов, которых загнали под лавку ещё в 2014-м. Возможно, речь шла об «Оппозиционной платформе» Виктора Медведчука. И, может быть, о Партии регионов. Электоральные перспективы Медведчука на Украине – после целой уймы финансовых разоблачений и неуклюжих попыток напомнить о себе в российской прессе, – мягко говоря, неочевидны. В случае возвращения в украинское политическое поле серьёзную конкуренцию ему могли бы составить «регионалы» – зажиточный и влиятельный «макеевский клан» во главе с Николаем Азаровым и Андреем Клюевым. Они, правда, в значительной мере лишились электорального поля в лице Донбасса, но в Харькове, Одессе или Днепропетровске имели бы некие шансы. И тут – как гром среди ясного неба – госпитализация Клюева. Бывший глава Совбеза Украины, первый вице-премьер правительства и руководитель президентской администрации Виктора Януковича, бежавший после майдана в Москву, угодил на больничную койку с подозрением на двустороннюю пневмонию.

Состояние крайне тяжёлое. Клюева подключили к аппарату экстракорпоральной мембранной оксигенации. А за пару дней до этого 59-летний Клюев был вполне бодр и здоров как бык. Таким образом, если американцы поспособствуют возвращению Медведчука в Киев, гарантировав его безопасность, у того появляются шансы поучаствовать в президентских выборах. Шансы победить у него невысоки, но всяко не меньше, чем у каждого из кандидатов. Популярных политиков и властителей дум среди них нет. И вот тут-то кроется главный подвох.


Есть ещё один момент – на него обычно не обращают внимания, а он важен. Ни за одним из кандидатов, кроме Зеленского и Порошенко, нет серьёзной партийной поддержки. А ещё под большим вопросом сама явка избирателей


«Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков»

Отправляя Зеленского на выборы весной, американцы сознательно закладывают под Украину электоральную бомбу. Можно предположить, что в списке основных кандидатов в президенты – Зеленский, Залужный, Буданов, Порошенко, Тимошенко и Медведчук. На мой взгляд, всё это сплошь «сбитые лётчики», у которых зашкаливают негативные рейтинги. К тому же все перечисленные кандидаты – без явной региональной привязки. По украинским меркам это сомнительное отличие. Допустим, на выборы выпустят тёмную лошадку Алексея Арестовича, бывшего неформального спикера офиса президента. У него есть свои почитатели, особенно среди дам, но это почитатели, а не электорат. Аналогичное положение у киевского градоначальника Виталия Кличко. Таким образом, в президентской гонке не просматривается явного победителя. Но даже если победу одержит Зеленский при нынешних 22% поддержки (остальные не соберут и половины), он не сможет считаться «всенародно избранным» главой государства. И первыми его легитимность поставят под сомнение конкуренты, в первую очередь Порошенко и Медведчук. В такие моменты в Киеве принято собирать майдан, но до майдана ли теперь украинцам? Отмечу и фактор недовольства регио­нальных элит. Мэра Сум отправили за решётку на днях – заподозрили в получении взятки. Мэра Чернигова отстранили на год – за попытку выезда за границу. Мэру Одессы одно за другим предъявляют «подозрения» – говорят, незаконно торгует курортной землёй. У мэра Киева с офисом президента и правительством настоящая война – Кличко приходится с боем выбивать у кабмина бюджетные деньги. Если Зеленский придёт к финишу с неубедительным результатом, этот результат тут же поставят под сомнение.

Есть ещё один момент – на него обычно не обращают внимания, а он важен. Ни за одним из кандидатов, кроме Зеленского и Порошенко, нет серьёзной партийной поддержки. «Батькивщина», по сути, существует только в виде фракции, а не партии – а чего стоят нынче её региональные отделения, все увидели в печальном сюжете с посадкой сумского мэра Лысенко. «Удар» Кличко не имеет возможности гарантировать спокойной работы киевской мэрии – какие там ещё избирательные перспективы? У Буданова с Залужным партийная поддержка отсутствует в принципе. Сюда же добавлю ситуацию с разгоном местных советов – если раньше роль партии вполне могла сыграть администрация той или иной «дружественной» области (этим активно пользовалась Юлия Тимошенко), то теперь – увы. А военно-гражданские администрации, которые у Зеленского вместо советов, не в состоянии явку призывников обеспечить, не то что явку избирателей.

А ещё под большим вопросом сама явка избирателей. В стране отсутствуют порядка 11 млн граждан – с ними как быть? «Слуги народа» вполне могли бы заняться рисованием в бюллетенях, дорисовав сколько надо для победы, – вот только едва ли им это позволят американцы. Не ради того огород городили.

Конкретно


Наверняка американцы принимают в расчёт всё то, о чём было сказано выше. Может статься, их даже устраивает именно эта данность. Неочевидные результаты президентских выборов поставят ребром вопрос о назначении руководства страны извне. Скорее всего по согласованию с Россией. Похоже на то, что Зеленский об этом знает, оттого и спешит переформатировать Украину из парламентско-президентской в президентскую республику. Только поздно он спохватился. Очень похоже на то, что компромисс в том и состоит, чтобы назначить Украине эффективный менеджмент на период последующего восстановления. Конфигурация власти может быть примерно такой: президент – представительская фигура – от России, и это может быть Медведчук, глава Рады – от Европы, и опекаемый Берлином Кличко с его красноречием вполне сойдёт. А премьер, которого формально назначит Рада, а согласуют в Вашингтоне, получит всю полноту власти – как бы безотносительно выборов вообще.

Есть и другой сценарий. Если весенние выборы не принесут очевидного результата, выборы повторят либо летом, либо осенью, но уже на двух отдельно взятых территориях. Правда, это будет сложнее – придётся дополнительно оговаривать статус этих территорий. Условно говоря, «западноукраинской республики», которую вскоре примут в Евросоюз и НАТО as is (как есть), и «буферной территории», разоружённой и лишённой международного статуса. При таком раскладе новые президентские выборы пройдут куда живее – и в Киеве (или Харькове, предположим), и во Львове (тоже условно). По сути, тем самым будет зафиксирован послевоенный раздел Украины. Есть основания подозревать, что именно этот план продвигают американцы, принуждая Зеленского провести президентские выборы в срок.

Руслан Горевой