Мариинский театр отмечает 240-летие грандиозным гала-концертом

На модерации Отложенный

Сегодня вечером в Мариинке будут рукоплескать звездам оперы и балета. Все они − участники грандиозного гала-концерта, которым в легендарном театре отметят 240-летие со дня основания. 5 октября 1783 года был торжественно открыт Большой (Каменный) театр, от которого и ведет свою историю Мариинский. Он давно стал настоящим символом русской культуры и визитной карточкой Петербурга.

На исторической сцене Мариинского театра сегодня «Фигаро», на второй, новой — «Лебединое озеро», а в концертном зале — выступление музыкантов. Мариинский театр сегодня — это когда в один вечер могут давать и оперу, и балет, и отдельный концерт оркестра. Но каждое такое выступление — лишь вершина айсберга, огромный мир скрывается закулисами. Пройти туда можно через потайную дверь из особой императорской ложи.

Народная артистка России, прима-балерина Виктория Терешкина только что исполнила 32 фуэте во втором акте «Лебединого озера», премьер Тимур Аскеров сорвал аплодисменты, исполнив жете ан турнан по кругу. Отдышавшись, они признаются, чувствуют особую энергетику сцены, где до них в разное время блистали Матильда Кшесинская, Галина Уланова, Вацлав Нижинский, Рудольф Нуриев.

Виктория Терёшкина, прима-балерина Мариинского театра, народная артистка РФ: «Раньше здесь выступали легенды русского балета. У нас есть зеркало на сцене, когда выходишь, смотришься в него, все ли в порядке с костюмом, я думаю, сколько великих в него смотрелись, ведь весь мировой балет — это Петербург».

Тимур Аскеров, премьер Мариинского театра: «Историческая сцена пропитана духом истории, а новая — большая, светлая, просторная».

Оперный певец Михаил Петренко в одном из репетиционных классов Мариинки демонстрирует шаляпинский бас, причем под его же строгим взглядом.

Михаил Петренко, солист оперной труппы Мариинского театра: «Смотришь и думаешь, что даже стыдно будет если что-то недоучил, но, слава богу, не каждый раз».

Историю в театре буквально хранят стены. На одной из них театральным гримом оперный певец Фёдор Шаляпин, от голоса которого здесь, если верить легенде, люстры дрожали, написал свой автопортрет в образе старца из оперы «Хованщина».

Еще один голос Мариинского театра — 200-летний колокол, который часто звучит в русской оперной классике. А под куполом храма искусства расположен зал, где создают мягкие декорации. На огромной ткани расписывают театральный задник. Какой масштаб, такие и кисти. Московский дворик появится на полотнище уже через несколько дней. Художники время от времени поднимаются на навесные мостки, чтобы увидеть картину целиком. Из-за масштабов изображения это возможно только на расстоянии. Живописное творчество в театре на высшем уровне наряду с вокальным, балетным, музыкальным.

Владимир Маслов, технический директор Мариинского театра: «В месяц эта сцена перемалывает 200–250 морских контейнеров с декорациями».

Свое искусство демонстрируют технические специалисты. Уникальные возможности второй сцены. С нуля построенный современный театр — 10 этажей с технологической начинкой. За кулисами он, скорее, напоминает огромный терминал морского порта. Это такой трансформер, где в готовом виде могут сменять друг друга декорации сразу к нескольким масштабным спектаклям.

Сегодня Мариинский театр — это сразу несколько площадок в разных городах. Театр уникален по количеству своих филиалов. К открытию готовится площадка в Кемерове, а, помимо Петербурга, сцены есть во Владивостоке и Владикавказе. Везде в день 240-летия будут концерты и спектакли. Занавес открывается, магия, которая хранится здесь уже 240 лет, начинается.