Территориальная целостность и самоопределение

Сергей Лавров: «В декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права записано, что необходимо уважать территориальную целостность тех государств, чьи правительства соблюдают принцип самоопределения народов и представляют всё население, проживающее на соответствующих территориях. То, что авторы и исполнители путча в Киеве в феврале 2014 г. никоим образом не могут претендовать на то, чтобы представлять интересы крымчан и жителей востока Украины, по-моему, тут даже доказывать нечего.»

А были ли еще с момента создания ООН случаи, когда право на самоопределение и территориальная целостность входили в противоречие друг с другом? И как это разрешалось?

Русские – самый большой разделенный народ, раз так сказал Путин. Но вообще в мире множество разделенных народов: бенгальцы, курды, корейцы, пуштуны, азербайджанцы, монголы, венгры и шведы.. Даже украинцы были разделенным народом, пока один великий геополитик не сделал историческое открытие, что этого народа вообще не существует.

Не везде и не всегда разделенные народы живут в мире и согласии с государством, в которое входят. И иногда им на помощь приходят их соплеменники. Как в этом случае быть с территориальной целостностью? Достаточно просто: в послевоенном мире выработался алгоритм: отделившиеся  народы образуют автономии или новые независимые государства, но не входят в состав других государств. 

Англичане перед предоставлением независимости Индии, разделили ее на Индию и Пакистан. Индия резко протестовала, но добиться единства страны не смогла. В 1971 году, через 24 после достижения независимости, в Восточном Пакистане вспыхнула гражданская война. Индия вмешивается в нее и оккупирует страну. Но не присоединяет к себе, а признает независимую Республику Бангладеш – сегодня одно из крупнейших по численности государств мира.

На Кипре живут греки и турки. В результате межэтнических столкновений, турецкие и греческие войска занимают регионы проживания своих соплеменников.

Но не присоединяют их, а провозглашают независимые Республику Кипр и Турецкую Республику Северного Кипра. И они существуют уже почти 50 лет.

Косово – часть исторической Албании, албанцы там жили тысячи лет. В 1913 году Сербия захватывает Косово и присоединяет его почти на 100 лет. В результате протестов, перешедших в партизанскую войну и вмешательство НАТО, Косово получает независимость. Но не присоединяется к Албании.

Арцах (он же Нагорный Карабах), населенный армянами, отсоединился от Азербайджана в 1989 году. Но Армения не присоединила его, несмотря на раздражение Москвы, и даже не признала независимость Арцаха.

Наконец и сама Россия десятилетия строила свою политику на традиционном понимании международного права. Южная Осетия, Абхазия, Приднестровская молдавская республики, провозгласили свою независимость и желание присоединиться к РФ уже в момент распада СССР. Но Москва не приняла их. Независимость Южной Осетии и Абхазии была признана только после войны с Грузией 2008 года, Приднестровье Москва и сегодня признает частью Молдовы.

Но в 2014-м происходит коренной поворот: Крым возвращается в родную гавань. Вернее его возвращают вежливые люди в масках – члены народного ополчения. В кратчайшие сроки это оформляется референдумом и изменениями в Конституции. В 2022-м это происходит еще с четырьмя регионами бывшей Украины.

Что было бы, если бы эти регионы не вошли в состав России, а получили бы статус Приднестровья или Абхазии? В этом случае геноцид и притеснения русского языка были бы остановлены. Но Россия не приросла бы на 0,5 процента новыми регионами. А главное – не было бы всеочищающей СВО и санкций, навеки сплотивших россиян вокруг президента и Кооператива. Только благодаря СВО и санкциям, Россия наконец избавилась от давящей угрозы цветной революции и превращения в страну либерального фашизма как Европа, Япония и Южная Корея. А если еще удастся вернуть самодержавие и сословный строй.. Ради этой великой цели никакие жертвы не кажутся слишком большими.