Радогощь

На модерации Отложенный

Радогощ или Осеннее Равноденствие
Праздник Радогощ, отмечается в день Осеннего Равноденствия –22/23 сентября. Это время подведения итогов, когда убран урожай и сделаны все запасы на предстоящую зиму.
В языческие времена на осеннее равноденствие праздновали праздник урожая, посвященный языческому богу Роду (ответственному за урожай) и его божественным спутницам – Рожаницам.
Отмечать Осеннее Равноденствие начинают с 21 сентября, а самая точка славного праздника приходится на 23-24 сентября и называется Радогощ. У праздника так же есть и другие названия – Овсень малый и Новый год, на Украине его называют Осенний Световид.
Овсень, Таусень, Усень, Авсень – эпитеты солнца (в зависимости от говора местности произносились по-разному). Это древнеславянские имена Солнца или название праздника в честь Солнца.
Солнце – источник света, тепла и плодородия. Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием костров и осенними хороводами – прощались с летом и встречали осень. Веселились, пекли большие пироги, чтобы на следующий год собрать хороший урожай.
Это был один из самых хлебосольных праздников, в этот день готовили изобильное пиршество и вкусно да много кушали. Кроме активного поедания пищи осуществлялся обряд “обновления огня”, везде гасили старый огонь и торжественно зажигали новый.
Праздник в первую очередь представляет собой день, когда славятся Боги. В этот день благодарят Богов и предков за щедрость прошедшего года, урожай и достаток, загадываются желания на новый год, а также воздаются почести мертвым и украшаются могилы.
День осеннего равноденствия считается особенным: 12 часов день и столько же ночь, соответствует переходу солнца на зиму, прощания с летом и переходом на холодное время года. В народных приметах говорится: «лето замыкается и ключи от него сизая галочка за море синее уносит»; «осень зиме на встречу движется»; «лешие в лесах смотр зверям перед зимой устраивают».
Одним словом в Осеннее Равноденствие происходит изменение состояния всей ПРИ-РОДы и это отражается в энергетических ритмах. А потому желание, загаданное сегодня ночью на новый год, обязательно исполнится. Только не забудьте поблагодарить Богов, что помогли в уходящем году.

В день осеннего равноденствия у славян наступал седьмой месяц года, посвященный богу Велесу, который так и назывался Вересень (Таусень, Радогощь). Этот свой великий праздник древние славяне справляли в течение двух недель - неделю до и неделю после дня осеннего равноденствия. Медовый напиток сурью настаивали на только что собранном хмеле и угощались ей во время праздничных трапез.
Бабье лето – последняя неделя астрономического лета. Длится неделю до дня осеннего равноденствия – 22/23 сентября.В это время собран и подсчитан урожай, уже сделаны запасы на следующий год. В закромах изобилие от собранного урожая. Праздник урожая отмечался широким хлебосольством.
Богач (21 сентября) – один из древнейших и наиболее важных сельскохозяйственных праздников, который заканчивал цикл урожая.
Богач (бел. Багач, Ражство Божай мацi, Раство, Другая, Малая Прачыстая, Другi святок, Спожка) - лубок (корзина) с зерном, в середину которого вставлялась свечка. Зерно собирали с первого зажиночного снопа и по жменьке приносили жители всей деревни. Свечку для Богача готовили под пение "дажынкавых" мелодий. Зажжённая свеча, как прообраз солнца, источник тепла относит обряд к празднованию осеннего равноденствия.
"Богачом" называли лубок ржи со вставленной в него свечой, который стоял в течение всего года в доме, в красном углу одного из хозяев села. В день же праздника все жители села устраивали встречу "Богача", для чего во дворе определенного хозяина устанавливали стол, покрытый белой скатертью, на него ставили лубяную посуду, в которую насыпали рожь, пшеницу, ячмень и другое зерно, снесенное со всех дворов.
С Богачом совершался обряд обхода деревни всеми жителями с целью защиты от лиха и вoрога. «Богáч» символизирует единение деревенской общины. От одного Богачá до второго лубок с зерном находился у какой-нибудь одной семьи. Когда подходило время нового Богачá, жители участвовали в праздничном ритуале обхода деревни и переноса лубка к соседям. По весне первый посев делался семенами из этого короба.
На Богача женщины выполняли охранительный обряд – вокруг двора пoсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.
В этот день обновляли в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. В доме ставили большие снопы. Желали друг другу, чтобы и следующий год был также плодороден. С момента осеннего равноденствия власть солнца с каждым днем уменьшается до самого зимнего солнцестояния, после которого она опять начнет возрастать, приближая новый земледельческий сезон.

А пока, после временного равновесия, наступает время власти тьмы. Земля готовится к зиме: собираются в стаи перелетные птицы и начинается осенний листопад.
В дни осеннего равноденствия парни высматривают девчат, девушки знакомятся с парнями. В честь такого праздника, девушки покупают красные платки, бусы и ждут женихов. Во многих регионах Беларуси свадьбы проходили именно осенью.
С дня осеннего равноденствия и всю следующую неделю надо было и духам поклониться, и праздник урожая справить, и погадать. Хозяйки только успевали печь пироги. Один каравай выпекали из зерен первого сжатого снопа и ели всей деревней. Другая буханка отправлялась в костер – это был гостинец для предков. Затем пекли большой пирог высотой с человеческий рост. И, конечно, пироги для всей семьи с разнообразными начинками - с мясом, капустой, брусникой. Считалось, что эти пироги приносили семье достаток.
Во время праздника славяне обращались к духам умерших предков, которых представляли в виде деревянных чурбанов. В этот день надо было задобрить своих умерших предков. А еще на равноденствие хоронили… мух. Считалось, когда насекомое засыпает, осень окончательно прогоняет лето. С мухами хоронили все отжившее, плохое.
Праздник Небесного Кузнеца - Сварога, прошли уже обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.
Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство железоделанья и ремесла.
Потому особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.
Вероятно раньше Осенинами называлось недельное празднество.
1 день – Равноденствие, Возжигание огня, Братчина. К ночи в деревне тушатся все огни. В полночь женатые мужчины вытирают «живой» огонь. Добытый огонь разносят по дворам – зажигают печи, окуривают скот для предотвращения мора, зажигаю костры в овинах, чтобы снопы перед молотьбой просушить. Первый овин называют именинным. Компанией молотильщиков утром снопы сбрасываются с овина вниз на деревянную долонь овина (гумна) и начинаются замолотки. Первое кушанье молотильщикам – «домолотная» каша с маслом. Обмолот особенно любила молодёжь. Парни соревновались в количестве околоченных снопов. Компании молотильщиков обходили овины гостеприимных хозяев.
В этот день было правилом пойти на вдовий двор и спросить, не нужно ли чем помочь. Пчеловоды убирают пчёл в омшанник. Вечером устраивается общинный стол с домашним пивом и пирогами из нового урожая, решаются общие и спорные вопросы, происходят примирения и прощение всех обид.
2 день – Дворы, Поднесеньев день. Добрые люди приходят дворить двор – желать счастья (сродни колядкам). Молодые зазывают родню, сватов, соседей. Гостей позыватый приглашал «навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму». После сытного обеда с пирогом молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.
В этот день на лошадях не работают и не ездят, а наоборот, их расчёсывают, моют, хорошо кормят, убирают стойло и после обеда пускают попастить на воле. Первые девичьи посиделки, первая пряжа. Во двор выносят проветрить зимнюю одежду.
3 день – Луков день. В селах начинается заготовка репчатого лука, повсеместно убирают лук.
4 день – Корнилье. В этот день корнилье заготавливают – корнеплоды разные: свеклу, редьку, брюкву, морковь, хрен и заканчивают уборку репы. Возможно, что как и на капустник, собиралась компания и ходила по огородам дёргать корнеплоды.
Женщины в этот день сжигают в овине свои старые соломенные постели и стоптанные лапти.
5 день – Капустница. Начинают капусту рубить, секут кочаны, набивают отпаренные бочки, толкут деревянной ступой. В старину в этот день красны девушки, принарядясь в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с весёлыми песнями. Гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные. Молодёжь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье. Капустницы продолжались две недели.
В этот день медведь залезает в берлогу, перестают бродить по лесам лешие, домовой спать укладывается.
6 день – Первое зазимье. Начинаются регулярные девичьи посиделки. В этот день девушки просят Ладу-Богородицу о замужестве.

источник http://www.tridevatoecarstvo.com/showthread.php?tid=3148