Долой копирайт!!!?
На модерации
Отложенный
Российские писатели обратились к руководству компании «Яндекс» с просьбой присоединиться к кампании по защите авторских прав в Рунете, сообщает «Газета.ру».
«В настоящее время большинство российских поисковых систем помогают недобросовестным пользователям в поиске ресурсов, где размещены украденные объекты авторского права. Мы убеждены, что Вы не строите свой бизнес на подобной услуге», – говорится в письме.
Писатели призвали «Яндекс» запустить процесс удаления из поисковой выдачи ссылок на ворованный контент при поступлении заявления от правообладателя. Свои подписи под письмом поставили писатели Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Татьяна Полякова, Александра Маринина и ряд других, а также журналист Леонид Парфенов, музыкант Андрей Макаревич и режиссер Андрей Кончаловский.
На каждом углу в сознание потребителя вбивается информация, что скопировать (прослушать, прочитать, посмотреть) чужое произведение без разрешения — это совершенно то же самое, что угнать машину или совершить кражу со взломом. По факту, это не совсем так.
Немного истории. Первый более-менее оформленный закон об авторских правах издала английская королева Анна в 1710 году. Но самое забавное – этот закон об авторском праве, вопреки своему названию, совершенно не затрагивал авторов. И до сих пор это странное заблуждение сидит в массовом сознании.
Все считают, что закон об авторском праве защищает авторов. На самом деле в первой редакции этого закона об авторах не было ни слова! По факту, копирайт (авторское право) защищает коммерческого агента, ведь донесение произведения до потенциального потребителя — это совеем другая профессия. Более того, копирайт защищает не автора от агента, а агента от автора. Можно выразиться еще точнее: копирайт защищает агента от другого агента, который может сговориться с автором, когда судьба произведения уже определена, и оно приносит прибыль.
Допустим, агент договорился с автором на роялти 20%, вложил в раскрутку книги миллион рублей, книга получила известность, стала популярна. В этот момент автор решает, что другой агент, который уже не несет рисков, выдаст ему не 20%, а 50%. Второй агент, зная, что произведение уже популярно, допечатывает тираж, отнимая тем самым автора у первого агента.
Конечно, автору тоже перепадает кусочек. Но если не найдется никакого мотивированного агента быть первым, то автор не получит и тех в общем небольших 10-15% роялти, на которые он сможет существовать. Сегодня писатель на 10% от прибыли существовать все равно не сможет. Простая арифметика, предположим, автор написал книгу. Она разошлась тиражом десять тысяч экземпляров по цене сто рублей. За вычетом налогов и прямых издержек, 10% составят от 60 до 80 тысяч рублей. Следовательно, чтобы существовать на роялти, профессиональный литератор должен писать, как минимум, три книги в год, но обычно у хороших авторов это не получается. Зато это хорошо получается у плохих писателей.
В этом и вся закавыка закона об авторском праве и всей коммерческой культуры: коммерциализация творчества приводит к отбору плохих авторов (музыкантов, исполнителей), то есть тех, у которых получается конвейерное производство.
Копирайт зарождался в качестве проводника между коммерцией и искусством, и это было неплохо на определенном этапе. Это был нормальный механизм, но сегодня копирайт однозначно устарел. Жизненная система, культура, технологии видоизменились так, что создали условия, прямо противоречащие первичным задачам закона об авторском праве. Первоначально, он был нацелен на стимулирование творцов, которые должны были писать и получать за это вознаграждение и деньги при помощи коммерсантов. Сегодня этот механизм позволяет кучке агентов, скупивших большое количество авторских прав, не пускать в творческий процесс других авторов, потому что сделать нового автора популярным довольно затратно.
Из института стимулирующего творчество, копирайт превратился в институт, не только выстраивающий барьеры для творчества, но и порождающий «творческое рабство». Никто из новых авторов не может действовать в одиночку, не идя в кабалу к крупным издательствам.
Последние пять лет критика копирайта набирает все большие обороты. Озвучиваются самые радикальные предложения — долой копирайт! В Швеции, в Америке зарегистрированы «пиратские» партии, существуют «пиратские» объединения и в России. Программные заявления «пиратов» достаточно просты: отменить копирайт, отменить патенты, отменить интеллектуальную собственность.
Но все же копирайт, не смотря на все его недостатки, в первую очередь обеспечивает определенную технологию дистрибуции. И прежде чем отменять рекламную технологию дистрибуции, нужно предложить другую. Копирайт вообще не нужно отменять. Он должен развиваться и эволюционировать, а не стоять незыблемым догматом в быстроменяющемся мире.
Комментарии
странно, а я вот вижу только плюсы=)