В Приморье снова затопило сёла

На модерации Отложенный

                    

В Приморье – третья волна наводнения.

110 домов в 10 населенных пунктах затопило 30 августа в Приморье, водой от мира отрезаны 34 села и деревни, объявила пресс-служба регионального МЧС. Ущерб уже исчисляется 7 миллиардами рублей. Кадры тонущих населенных пунктов приходят уже который день. Детей экстренно эвакуируют из детских садов, люди вынуждены «передвигаться» по улицам на надувных матрасах или по пояс в воде. Мощный тайфун затопил едва ли не весь регион.

Местные жители пишут в соцсетях, что пострадавших очень много: затоплены две сотни домов в одном только селе Барабаш. Три месячные нормы осадков выпали за август во Владивостоке: на данный момент – 543 миллиметра при норме в 176. Вполне может быть, что это рекорд за всю историю наблюдений, сообщают местные СМИ.

– Размыты два моста в поселке Андреевка. В районах края продолжаются перебои со связью и энергоснабжением. Из-за циклона ситуация остается сложной, не исключено ухудшение, так как на большинстве рек края новая волна локальных паводков. На помощь к нам выехали спасатели Камчатки и Хабаровска, – сообщили в МЧС по Приморью.

– Какое там сотня домов? В соседнем поселке Барабаш (83 километра по трассе от Андреевки) больше 200 домов под воду ушли! Чего врут-то?! Нашей Андреевки, считай, больше нет. Смыло село, – говорит Олег М.

Его соседка Екатерина поясняет, что большую часть жителей эвакуировали свои же соседи.

– Спасателей не было очень долго. Мужики с лодками скооперировались и сами давай вывозить. Вода прибывала на глазах. Вы что, какие вещи?! Тут скот отвязываешь и рыдаешь – вряд ли сами выплывут, а взять нельзя, – почти плачет Екатерина. – Я своего пса на коленях умоляла, чтоб забрали. Слава Богу, хватило места. Потому что страшно, когда выбирать надо между человечьей жизнью и собачьей.

Жителей поселка эвакуировали прямо в здание администрации и школу.

– Сказали, больше некуда. А нам что, есть из чего выбирать, что ли?! Ну, холодно здесь, неудобно, не жилье все же, зато живы. Меня больше волнует, как возвращаться будем и куда, – признается Екатерина.

По словам другого жителя Андреевки Александра С., спасатели все же приехали в Андреевку, но тогда там остались только туристы, которых тоже уже собирались вывозить на лодках местные.

– Была сотня туриков (так называет туристов), не меньше. Это единственный наш хлеб – место популярное, за лето должны на весь год заработать. Конечно, мы не бросили бы их, но пока вывозили соседей, приехали за ними – вода уже по пояс была. А тут и спасатели нарисовались, – говорит Александр. – Всего четыре лодки где-то, всю ночь возили. Наш местный бизнесмен Эдуард взялся сначала на погрузчике эвакуировать, но потом утопил его к середине ночи. Тогда тоже на лодку пересел. Но все живы вроде, это главное.

В МЧС не сообщают, во сколько спасатели приехали в Андреевку, но отметили, что «подтопленцы начали звонить в 3 часа ночи».

– Критически вода в малых реках поднялась в 3 утра. В 4 часа стали массово звонить жители Барабаша. Там тонул в основном частный сектор – дома по улицам Суханова, Пушкинская, Хасанская, Овчинникова, Рыбозавод. Вывезли всех, собирали уже с крыш и чердаков, – рассказал командир отделения 49-й спасательной части села Барабаш Руслан Хамзин.

По его подсчетам, из Барабаша эвакуировали около 50 человек за два часа. В поселке Моряк-Рыболов, по его словам, ситуация была не такая критическая, поэтому местных жителей вывозили во Владивосток не на лодках, а на автобусе.

– По данным спасателей на 30 августа, от сообщения отрезаны минимум 34 села и деревни: Андреевка, Рисовая Падь, Витязь, Зарубино, Гвоздево, Посьет, Краскино, Цуканово и Хасан.

Нет проезда в Безверхово, Приморский, Перевозная, Веневитиново, Тихий, Яконовка, Кугуки, Линевичи, Каменушка, Дубовый Ключ, Кондратеновка, Богатырка, Монакино, Зеленый Яр, Валентин, Глазковка, Садовый, Покровка, Саровка, Новокрещенка, Метеоритный, Измайлиха, а также затоплена дорога в Лимонники, Ромны, Елизаветовка, – перечисляют в МЧС.

В Минтрансе по краю замечают, что это неполный список, и добавляют, что «отрезаны также Приозерное, Моряк-Рыболов, КБ «Евгеньевская».

По данным синоптиков Примгидромета, всего в Хасанском районе выпало 206 миллиметров осадков – 114% от месячной нормы, а уровень воды в реках поднялся на 1,8–4 метра.

– Вы вот все спрашиваете про позднюю эвакуацию, а вы спросите, почему такого масштаба ЧС. Ведь о волне знали за полмесяца минимум! Вы мне хоть такую, как в Уссурийске, дамбу дайте, реки разрешите чистить, тогда поговорим, – говорит Иван Степанов, глава Хасанского округа, наиболее сильно пострадавшего в эту волну наводнения. И добавляет, что «стихия привела к авариям на электросетях, без света остается несколько улиц в селе Андреевка».

О запрете местным властям чистить «федеральные реки» глава Уссурийска, пострадавшего от наводнения в начале августа, Евгений Корж уже высказывался: «Им нет дела до нас с вами! 11 миллиардов не дают нам! Ни копейки денег нам не дали! Все реки федеральные! Нам туда зайти вообще не дают! Мы пишем бумаги – пофиг! Вся собственность федеральная!»

Через несколько дней, когда его слова разошлись в медиа, Корж начал опровергать свои же слова: региону, оказывается, «помогают все: что МЧС, что Министерство обороны, что любые министерства – и федеральные, и краевые… Все откликнулись, все забыли про бумаги, просто помогают, а потом будем решать бумажные вопросы. Все уровни власти – низкий им поклон».

После третьей волны августовского наводнения губернатор Приморья Олег Кожемяко объявил, что закон, который позволит региональным и муниципальным властям чистить реки и предотвращать подобные ЧС, «на федеральном уровне прорабатывается».

«Уверен, что его примут в сентябре – начале октября, чтобы передать региону полномочия заходить в русла рек для их очистки. В ноябре начнем эту работу, усилим муниципалитеты специализированной техникой: экскаваторами, бульдозерами, самосвалами, – объявил Кожемяко в своем телеграм-канале. – Как только сойдет вода, комиссии начнут оценивать ущерб, чтобы пострадавшие от наводнения люди получили все необходимые выплаты за частичную или полную потерю имущества, на ремонт домов».

Жители Хасанского района комментируют слова о компенсации скептически.

– В 2017 году наводнение было тоже страшное, но, правда, чуть поменьше. У меня затонул дом наполовину, но выстоял, хотя, по сути, сильно повело его, пришлось часть стен менять, погреб – полностью перестраивать. А внутри – говорить нечего – всё уничтожено было! Вся техника, все вещи, одеться не во что было. Знаете, сколько мне заплатили? 10 тысяч! – истерически смеется Ольга из Барабаша. – Вот помяните мои слова – тут будет столько же. Сунут по 150 тысяч в лучшем случае, за которые купишь стиралку, холодильник, телевизор, и будешь сидеть на месте, где дом стоял.

11 августа Приморский край затопило в первый раз за месяц из-за тайфуна «Ханун». Тогда пострадало больше четырех тысяч домов и пяти тысяч приусадебных участков. Власти эвакуировали 2,8 тысячи человек. Разрушительные последствия затопления, которых можно было избежать, привели к призывам к отставке мэра Уссурийска Евгения Коржа. Уже тогда в крае прогнозировали вторую и третью волну наводнения.

Сегодня и завтра в Приморском крае, судя по прогнозу погоды, снова пройдут очень сильные дожди…