Не спешите аплодировать Рамасвами из-за Украины

На модерации Отложенный


Новости о Вивеке Рамасвами - 38-летнем бизнесмене, который собрался в президенты США - звучат, что называется, из каждого утюга. Еще бы, сын иммигрантов из Индии с дерзостью и энтузиазмом Остапа Бендера раздает комментарии, будоражащие его соперников и прессу, при этом стремительно набирая очки в соцопросах. Подумать только - выдвиженец в президенты США готов пересмотреть санкции против России, прекратить военную помощь Украине, закрыть ей двери в НАТО и принудить ее к территориальным уступкам.

По заголовкам звучит все революционно, но российскому наблюдателю не стоит слишком уж воодушевляться, что Рамасвами или любой другой кандидат с такими идеями победит, приедет в Москву на поклон и так все и сделает.

Во-первых, предвыборные заявления и реальная программа президентства - две разницы. Пока Рамасвами не правит, а лишь пиарится на внутреннюю американскую аудиторию. И, конечно, главное в этом процессе для него подчеркнуть, как сильно он печется о своей собственной стране, а не о какой-то там далекой Украине. Как у них, трампистов, говорится: "Америка прежде всего". Даже если предположить, что Рамасвами каким-то чудом окажется в Овальном кабинете Белого дома, далеко не все из того, что он обещает или желает, станет реальностью. Достаточно вспомнить, как Трамп всю предвыборную кампанию в 2016 году обещал "поладить Россией". И ведь, кажется, действительно хотел и даже пробовал. Но при нем кризис в отношениях России и США только углублялся, неоднократно происходили высылки дипломатов. И именно Трамп начал поставки летальных вооружений на Украину, на что не решался даже его предшественник-демократ Барак Обама.

Во-вторых, из заявлений Рамасвами понятно, что Россия, а тем более Украина в центре его мировоззрения не находятся. Главной угрозой Рамасвами называет Китай, переживая, что действия администрации Джо Байдена против Москвы сближают ее с Пекином. Поэтому в свежей колонке для журнала The American Conservative кандидат и предлагает уступить России в вопросе санкций, признать ее контроль над новыми регионами и отказать Украине в приеме в НАТО.

Все это - в "обмен на выход России из военного союза с Китаем". Понятно, что такие размены - это фантазия, но дело даже не в этом, а в том, что для Рамасвами отношения с нашей страной сами по себе особой ценности не имеют. Он лишь видит в них инструмент. А значит они вполне могут стать заложником в каком-нибудь другом размене, который он сочтет отвечающим интересам Америки.

А теперь опровергну самого себя и скажу, что, тем не менее, поводы для оптимизма относительно заявлений Рамасвами есть.

Все больше политиков-республиканцев открыто отказываются считать Россию безоговорочным врагом Америки. В 2016 году заявления про "поладить с Россией" в США себе позволял только Трамп, которого за это критиковала элита от обеих партий в Вашингтоне. А теперь это все три лидера предвыборной гонки в рядах Республиканской партии (Трамп, губернатор штата Флорида Рональд Десантис и Рамасвами), а также десятки конгрессменов. Отказ от присущего Байдену и особенно его госдепартаменту во главе с Энтони Блинкеном и Викторией Нуланд мировоззрения, которое выковано на догме о том, что Россия - едва ли не олицетворение зла, это уже неплохо. Да, в законах США наша страна еще долго будет записана противником, перемены в любом случае быстро не произойдут. Но когда политики в Вашингтоне хотя бы допускают возможность нормализации отношений с Россией, возникнут и возможности для этого. Сознание, как известно, определяет бытие.

Кроме того, Рамасвами и другие республиканцы-трамписты позволяют себе такое вольнодумство не на пустом месте, а потому что в этом направлении меняются и настроения консервативного электората. Недавно опрос телеканала CNN показал, что впервые с февраля 2022 года большинство (55 процентов) американцев настроены против выделения новых пакетов военной помощи Киеву. Украина в американской политике - тема далеко не приоритетная, поэтому Байден и Ко не будут сразу менять свой курс в угоду публике. Однако и игнорировать эту динамику у политиков в Вашингтоне.