Зерно мое, или Казахстан обойдется?

На модерации Отложенный

Казахские акыны очень любят петь, они поют о том, что видят. Главное — не попасть с акыном в баню…

Европейцы начали беспокоиться о планах России изменить логистические маршруты. Речь идет о торговых путях в обход Казахстана.

Этим летом российские официальные лица объявили о начале строительства двух новых транспортных коридоров из Китая в Европу в обход Казахстана: один через Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан, а затем через Каспийское море в Астрахань, а второй — через прокладку железной дороги Москва–Казань через Республику Алтай или Монголию.
Евразия Ревью

Если вы поищете материалы по этой теме, то найдете кучу успокоительных статей. Что Казахстан тут ни при чем, а Россия просто активизирует экспансию на азиатские рынки. И понадобились дополнительные логистические пути.

Но вот какая штука получается. Дело в том, что Казахстан много лет откровенно и внаглую наживался на нашем российском зерне. Причем той самой пшенице, которая была выращена прежде всего в Сибири.

Такой специальной штукой грузят зерно в жд вагон. Для иллюстрацииТакой специальной штукой грузят зерно в жд вагон. Для иллюстрации

Да, я знаю, многие считают, что Сибирь — это тундра, олени и холодно. Но фокус в том, что это очень большой регион. И пшеница там растет в большом количестве. А вот в моей Ленобласти не растет, кстати.

И что делали казахи? Они поставили дикие, заградительные тарифы на транзит российского зерна через свою территорию. Причем речь идет о таких суммах, что фактически сибирякам стало невыгодно продавать зерно в Азию. Приходилось за бесценок продавать урожай соседям, а те уже перегоняли его по своим комфортным тарифам и с удовольствием перепродавали конечным покупателям.

Россия не раз просила снизить тарифы. Последняя просьба была в конце прошлого года. На что Казахстан сделал большие круглые глаза и заявил, что у них не было повышения тарифа и пересмотра они не приемлют.

Тут можно возмутиться и сказать: «Вот гады жадные». И на этом история бы закончилась. Но нет. На самом деле вопрос вообще не в деньгах. До недавнего времени в принципе Казахстану вполне сознательно давали на российском зерне заработать. Однако проходящие мировые процессы привели к тому, что еда нынче — товар стратегический.

Так-то он всегда был стратегическим. Просто его было много. И можно не париться. А сейчас количество продовольствия в мире снижается от года в год.

Причин тому несколько.

1. Отказ европейских стран и США выращивать еду в пользу культур, из которых делают биотопливо.

2. Удорожание и в целом даже невозможность достать по некоторым позициям удобрения. Фабрики по производству азотных удобрений уже не первый год закрываются. В Великобритании, в США, в Германии. Слишком дорого становится их производить. Ведь сырье для азотной подкормки — это газ.

А с другими удобрениями так вообще полный бардак. Фосфорные в основном Китай поставляет и держит этот рынок, а калийные — Россия и Беларусь.



3. В целом, выбывание Украины из списка полноценных экспортеров. Дело даже не в прекращении зерновой сделки. Там просто из-за событий последнего времени слишком мало стали выращивать пшеницы, кукурузы и масличных культур. Для самой страны, а вернее ее ошметков, еды-то хватит, благо народа раза в два поуменьшилось, а вот на экспорт серьезные объемы поставлять уже сложно.

Да и стараниями наших военных возможности поставок сократились почти до нуля. Нет логистических путей. Черное море закрыли, речные порты расфигачили. А поставлять зерно по суше трындец как дорого. Особенно в условиях, когда ж/д под угрозой и везти придется фурами.

А до этого из экспортеров США вывалились. И сейчас они импортируют себе зерно. Такое вот позорище.

В результате вопрос стоит не в том, сколько кто на пшенице заработал. А в самом принципе, кому ее продавать, а кому нет. И Россия как крупнейший экспортер зерна и удобрений вполне может через пару лет взять мир за фаберже. Если не весь, то приличную его часть.

Однако Казахстан не захотел пойти навстречу и менять свою политику. Позволив русским самим решать, кому продавать зерно.

Ничего не напоминает? Да-да, одну уже бывшую страну. Там тоже не давали России транзита. Тогда этот демарш закончился строительством «Северного потока», ныне почившего на дне Балтики.

Вот тут та же история. Не хотите — фиг с вами, пойдем в обход. А заодно еще похороним вашу надежду стать великим логистическим хабом на пути из Китая в Европу. Токаев просил у Путина приличную скидку на транзит казахских грузов в ЕС. И получил ожидаемый отказ.

Почему так раньше не делали? Повторяю, потому что дело не в деньгах. А именно в торговой стратегии. Нам строительство обходных путей будет стоить некоторого количества денег и времени. Казахстану же грозит потерей приличного куска доходов, а главное полным отсутствием серьезного влияния.

Почему мы не возимся, не уговариваем тамошних баев, не принуждаем к сотрудничеству и т.д.? А зачем? Если проблему можно решить другим путем. Если для решения проблемы требуются всего лишь деньги, то это не проблема, а траты.

Вообще с большинством бывших республик СССР больше никто всерьез нянчиться не будет. Не до них. Пусть сидят и зреют. Будет совсем плохо — сами придут. Добровольно и без принуждения. Грузия вон уже пришла. И получила часть транзита. Но они были еще раньше оторваны от груди, так что в полной мере прочувствовали, что на самом деле означает отрыв от России.

Остальные тоже поймут. Попозже. А нет — их проблемы. Братушек больше нет. Есть только российские интересы. На первый взгляд мягкие. Но так многие считают до поры до времени. Потому что для России деньги вторичны. Они средство, а не цель.

И когда некоторые начинают кричать исключительно про экономическую выгоду — они просто не умеют играть в шахматы. Тактики, но не стратеги. Стратегические цели не всегда видны на первый взгляд. Они тоже приводят к прибыли. Намного большей и долгоиграющей. Просто не сиюминутной.

Ну вот как-то так.