Станислав Курилов — как учёный-океанолог вплавь бежал из СССР
На модерации
Отложенный
Ученый–океанолог очень хотел уехать из СССР. Настолько сильно, что его не остановил ни "железный занавес", ни статус невыездного, ни ночь, ни незнакомые моря.
В декабре 1974 года в ленты информационных агентств по всему миру попадает сенсационная новость: «Побег из СССР. Гражданин Советского Союза бросился в Тихий океан с борта лайнера». Среди подробностей указано, что мужчина преодолел около сотни километров вплавь без еды, воды и отдыха и добрался до Филиппин. Как такое возможно?
Великий мечтатель
Станислав Курилов родился во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1936 году, детство провел в Семипалатинске (Казахстан). Несмотря на то, что детство он провел среди гор и степей, он мечтал о море. В десять лет Станислав переплыл Иртыш. После школы пытался устроиться на Балтийский флот юнгой. Хотел стать штурманом, но не прошел медкомиссию – подвело зрение. После окончания Ленинградского метеорологического института по специальности «океанография» работал в Институте океанологии Академии наук СССР в Ленинграде, участвовал в создании подводной исследовательской лаборатории «Черномор», работал инструктором в Институте биологии моря во Владивостоке.
Со студенчества Станислав Курилов начал активно заниматься йогой. Он приучал себя к аскетизму, занимался особой дыхательной практикой. Курилов регулярно спал на гвоздях, устраивал себе 40–дневные голодовки, медитировал. Именно йога, как позднее рассказывал сам Курилов, помогла ему преодолеть почти 100 километров в открытом море.
Курилов мечтал поработать с Жаком Кусто, слава о котором перешагнула и границы «железного занавеса». С его деятельностью были хорошо знакомы в Союзе, и Курилов, как и многие советские ученые, преклонялся перед великим французским исследователем морских глубин.
В своей области Курилов был известным и крупным специалистом. Работая океанографом, Курилов входил в так называемый список «невыездных», хотя он страстно желал побывать за рубежом, а при случае и навсегда там остаться. Власти не выпускали его за рубеж еще и потому, что родная сестра ученого Анжела, выйдя замуж за индийца, переехала на ПМЖ в Канаду.
Осенью 1974 года Курилов купил тур на теплоход «Советский Союз». Он совершал круиз «Из зимы в лето», о котором Курилов узнал из ленинградской газеты, купленной как–то по дороге на работу в институт. Круиз проходил по Тихому океану из Владивостока без захода в иностранные порты. Все 20 суток путешествия советские туристы находились на борту корабля. Таким образом, участники тура не нуждались и в визах, так как по международным правилам они не покидали территорию своего государства. Поэтому Курилова и отпустили в вояж, который превратился в авантюрный побег из страны самого развитого социализма.
Прыжок в историю
8 декабря 1974 года теплоход «Советский Союз» вышел из порта Владивостока и отправился через Японское море на юг. Примечательно, что Курилов прыгнул за борт судна, которое было менее всего к этому приспособлено. По обоим бортам были расположены специальные цистерны для выравнивания корабля во время качки. Кроме того, ниже ватерлинии судна шли подводные крылья шириной в полтора метра. Покинуть корабль, просто прыгнув с борта, было невозможно. Единственным вариантом было попробовать прыгнуть с кормы прямо в бурун, который оставляет в воде гребной винт. Именно так Курилов и поступил. С собой у него были маска, трубка, ласты и перчатки с перепонками его собственной конструкции.
Проходя как–то мимо рубки капитана, Курилов увидел, что дверь в нее открыта, а внутри никого нет. На столе он заметил карту пути лайнера с датами и координатами. План побега созрел моментально. Он решил, что бежать надо в тот момент, когда «Советский Союз» будет проходить мимо филиппинского острова Сиаргао и до берега будет 10 морских миль (около 18, 5 километра).
Ночью 13 декабря был небольшой шторм, но Курилов решил: или сейчас, или никогда. Он дождался, пока публика разбредется по каютам, и спрятался на корме корабля. В условиях непогоды и дождя всплеск за кормой судна никто из находившихся на вахте членов экипажа не заметил.
Опасность прыжка, который совершил Курилов, была в том, что его запросто могло затянуть под винт и в прямом смысле слова разрубить на куски. Но ему повезло. Вынырнув на поверхность, он увидел удаляющиеся кормовые огни «Советского Союза».
Определив по звездам стороны света, он неспешными, но уверенными гребками поплыл в сторону Филиппин.
Станислав Курилов:
— Всего один прыжок отделял меня от этой влекущей красоты и свободы. Но нечего было и думать, чтобы среди бела дня оставить судно на виду у сотен глаз – мгновенно будет спущена шлюпка. Ночь – время беглецов! Ночью совершаются побеги из тюрем.
Главной его задачей было экономно расходовать силы и не умереть от обезвоживания. Тут Курилову снова повезло – он не попал в сильный шторм, который бушевал в нескольких десятках километров от его маршрута. Акулы, которые водятся в тех местах в изрядном количестве, также не заинтересовались одиноким советским океанографом, плывущим в открытом море.
Станислав Курилов:
— Океан дышал как живое, родное, доброе существо. Стоило наклонить голову к воде, и взгляду открывался фантастический фосфоресцирующий мир.
Тем не менее в пути его сильно отнесло течением на юг, поэтому Курилову пришлось преодолеть гораздо большее расстояние, чем он предполагал.
Станислав Курилов:
— Ноги перестали повиноваться. Сильно горели обожжённые солнцем лицо, шея и грудь. Меня лихорадило и всё больше клонило ко сну. Временами я надолго терял сознание.
Сто километров до Сиаргао он проплыл чуть менее чем за три дня. 15 декабря Курилова подобрали местные рыбаки, которые сообщили о нем властям. Курилова арестовали, предъявив обвинение в незаконном пересечении границы. Почти год он провел в местной тюрьме, правда, на особом положении. В отличие от других заключенных, начальник тюрьмы отпускал его на прогулки по городу, а иногда и сам приглашал в один из близлежащих баров. О побеге сообщила радиостанция «Голос Америки». Так о Курилове узнал весь мир, кроме его родины.
Изменник родины или герой–одиночка?
Советский Союз потребовал от Филиппин выдать беглеца, но власти азиатского государства отказались это сделать. В этот период между странами не было официальных дипломатических отношений, которые были установлены лишь два года спустя. Несмотря на то, что авторитарный филиппинский лидер Фердинанд Маркос лояльно относился к компартии и Советскому Союзу, в то время он был слишком занят борьбой с оппозиционерами внутри страны, поэтому отношения с Москвой его не сильно волновали, как и гнев последней по поводу какого–то беглого океанографа.
В СССР тем временем в отношении Станислава Курилова организовали заочный судебный процесс, по результатам которого самый гуманный суд в мире приговорил его к 10 годам лишения свободы за измену Родине. Но Курилову уже было все равно.
Сестра Курилова, которая жила в Канаде, наняла для брата хороших адвокатов, которые помогли ему получить официальный статус беженца. Почти сразу после этого Курилов покинул Филиппины и уехал в Канаду. Там он сначала работал в пиццерии, а затем в организациях, занимающихся морскими исследованиями. Он искал полезные ископаемые у Гаваев, работал в Арктике, изучал океан на экваторе. За свою оставшуюся жизнь он совершил несколько экспедиций, опубликовал ряд научных исследований о Мировом океане.
Во время одной из рабочих командировок в США Станислав Курилов встретился с израильскими литераторами Александром и Ниной Воронель. Они пригласили его в Израиль, и там он встретил писательницу Елену Генделеву. В 1986 году они поженились, и Курилов переехал в Израиль, где поступил на работу в хайфский океанографический институт. В этом же году в израильском журнале «22» была полностью опубликована повесть Курилова «Побег». Отрывки из повести были опубликованы в 1991 году журнале «Огонёк» и принесли автору звание лауреата премии журнала.
Станислав Курилов погиб 29 января 1998 года во время погружения на дно Тивердиадского озера в Израиле. Освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне, Курилов запутался в сетях. По разным версиям, он задохнулся после того, как использовал весь воздух в баллонах, или у него просто не выдержало сердце. Курилова похоронили на небольшом кладбище в предместье Иерусалима.
В 2004 году наследники переиздали книгу Курилова под названием «Один в океане».
В 2012 году режиссер Алексей Литвинцев снял документальный фильм о Станиславе Курилове «Один в океане».
Найдено здесь: https://vk.com/history_porn?w=wall-68995594_642852
Комментарии
Курилов доказал как велика сила стремления к свободе!
Владимир Потапов, Молодец.
Олег Модестов, подох как и должен быть подохнуть, задохнулся как на виселице, мразь.
Комментарий удален модератором
oleg kuzovitkin, Тоже правильно. В Хохляндии большевизм махровый.
Михаил Белевцев, Совдепия тоже подохла.
Михаил Белевцев, свободен !
oleg kuzovitkin,
Михаил Белевцев, от судьбы не уйдёшь...
Как там русская пословица? Кому суждено быть повешенным, тот не утонет. А ежели одновременно?
Олег Модестов, дело не в совдепии, а в шизофрении. От чего он и к чему бежал? От коммунистического жидовства к госиудейству? Он просто дебил, среди науч сотрудников это часто бывает.
Михаил Белевцев, Откуда вам, землекопу знать что бывает среди научных сотрудников?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален автором канала
Комментарий удален модератором
Михаил Белевцев, это ты про Пригожина или про Уткина?
Джим Хокинс, это они тебя опустили?
Джим Хокинс, это они тебя опустили?
Комментарий удален модератором
oleg kuzovitkin, Там коллективчик явно побольше был.
Михаил Белевцев,
oleg kuzovitkin, нет конечно. Они подохли
Джим Хокинс, про тебя.
oleg kuzovitkin, отсоси и упокойся, он был пидором за свободой педерастии и бежал.
Олег Модестов, эта ошибка стоила Сталину жизни. Они его и убили, благодетеля.
Михаил Белевцев, Жаль что не на 40 лет раньше.
Комментарий удален модератором
Михаил Белевцев,
Олег Модестов, зачем? - Да чтобы сплавить туда все негодное племя.
Михаил Белевцев, Тогда зачем было перекрывать им выезд из страны?
Олег Модестов, коммунистический идиотизм, вот поэтому.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Укротитель моржей, Сочувствую, но помочь ничем не могу.
Олег Модестов, это хорошо, что хоть себе сочувствуешь! Плохо, что помочь уже себе не можешь!😆😆😆
Комментарий удален модератором
"Он выбрал свободу".
Свободу океанологии!
...его похоронили на небольшом кладбище в предместье Иерусалима.
Paulius, он был педерастом, вот за этим и бежал, в советах это было уголовщиной.
Так и не понял причину его побега. Зачем и от чего он убежал?
Александр Беликов, хотел эмигрировать в Израиль. Плохо жилось евреям в Союзе, плохо.
Александр Беликов, он был педерастом, вот за этим и бежал, в советах это было уголовщиной.
_Regina_ , он был педерастом, вот за этим и бежал, в советах это было уголовщиной.
Михаил Белевцев, вроде как женился, может, фиктивно, для получения израильского гражданства.
_Regina_ , да может он на мужике женился.