Никто не ожидал этого: Репутации Британского музея нанесен серьезный удар
На модерации
Отложенный
Эксперты рынка антиквариата обычно скептически настроены, так как они видели множество махинаций, сомнительных практик и нелегальной торговли. Однако на прошлой неделе они коллективно испытали шок, когда стали известны необъяснимые пропажи около 2000 предметов из бесценной коллекции древних и исторических артефактов Британского музея, что привело к уходу директора Хартвига Фишера.
"Объем пропавших объектов огромен", - говорит Форензический археолог Кристос Цирогианнис, работающий в организации Trafficking Culture, занимающейся исследованиями международной торговли краденными культурными ценностями. "Ни один эксперт не ожидал, что это произойдет в одном из самых больших музеев мира".
Кристофер Маринелло согласен. Глава компании Art Recovery International, специализирующейся на возвращении украденного искусства, он говорит: "Ежедневно наша организация получает доклады о кражах из различных музеев, культурных учреждений, церквей по всему миру. Нас удивило то, что это произошло в Британском музее, одном из самых важных музеев мира и эталоне безопасности".
После сообщений о ценных артефактах, которые были выставлены на продажу на eBay, престиж эталона значительно снизился. Говорят, что один римский объект, оцениваемый вплоть до 50 000 фунтов стерлингов, был выставлен всего за 40 фунтов. На прошлой неделе музей объявил, что Питер Хиггс, старший куратор, работавший в учреждении 30 лет, был уволен в начале этого года после обнаружения пропаж.
Музей объявил о проведении расследования более чем два года спустя после первого сообщения о нелегальных продажах из его коллекции, и полиция также начала расследование. В пятницу директор музея Хартвиг Фишер объявил о своей отставке в связи с подозрениями в кражах.
Однако репутация музея уже серьезно пострадала, придавая новый импульс аргументам о возвращении объектов, таких как Парфенонские мраморы (также известные как Мраморы Элгина), бронзовые из Бенина и эфиопские таботы, их исходным местам.
Связь между вопросами безопасности и культурной принадлежности стала неловкой в свете того, что Хиггс ранее был ответственным за Парфенонские мраморы на своей должности хранителя греческих коллекций. Хиггс отрицает любое неправомерное поведение.
Как сказала Деспина Коутсумба, глава Ассоциации греческих археологов: "Мы хотим сказать Британскому музею, что они больше не могут говорить, будто греческое культурное наследие лучше защищено в Британском музее".
Этот спор, вероятно, будет только нарастать по мере раскрытия более подробной информации, но между тем, что произойдет с пропавшими предметами и есть ли шанс вернуть их?
"Это займет десятилетия", - говорит Маринелло, обозначая юридическую и судебно-экспертную сложность отслеживания предметов, многие из которых, кажется, не были должным образом или, по крайней мере, публично каталогизированы.
Маринелло, американский юрист, работающий в лондонском офисе, говорит, что за годы работы он помог вернуть краденое искусство стоимостью около 475 млн фунтов стерлингов, работая от имени музеев, коллекционеров, дилеров, художников, правительств, культурных и религиозных учреждений и страховых компаний от Боливии до Камбоджи, от Швеции до Ирака.
Восстановление значительно помогается наличием надежных доказательств происхождения и скорости реакции, обе от которых, по-видимому, отсутствуют в этом случае. Каждый искомый предмет должен быть уникально идентифицируемым для доказательства, что именно он является искомым. Если задержка в поиске украденных предметов, есть вероятность, что они могут сменить несколько владельцев в разных юрисдикциях.
Если стороны каждой сделки заявляют, что действовали в уверенности в законности торговли, то задача претендента на возврат значительно усложняется.
"В такой ситуации", - говорит Маринелло, "вполне возможно, что они приобрели право собственности или по крайней мере претензию на право собственности на объекты по местному законодательству".
Если дилер приобретает предмет у сотрудника Британского музея, лицо не должно ли оно обязательно проверить происхождение?
"Это огромный сигнал тревоги", соглашается Цирогианнис, "но с другой стороны, сколько дилеров антиквариата занимаются сделками с предметами без подтвержденного происхождения? Я не знаю ни одного".
Вокруг нелегальной торговли антиквариатом царит много мифов, и ее часто называют третьим по величине незаконным торговым предприятием в мире после наркотиков и оружия. Однако, как утверждается в научной статье, опубликованной в журнале "Antiquity" в начале этого года, нет много статистических доказательств, подтверждающих этот утверждение, в основном потому, что на таком туманном рынке очень трудно установить жесткие факты.
Даже если торговля стоит всего несколько сотен миллионов долларов, а не многие миллиарды, как часто утверждают, это все равно огромный объем торговли, в которой не стоит быть слишком любопытным относительно того, как предметы попали во владение продавца.
Действительно, история о пропавших предметах из Британского музея стала известна благодаря подозрениям и действиям датского дилера антиквариата Иттаи Граделя. Он обратил внимание на дилера, с которым он торговал в течение нескольких лет, и поднял свои опасения перед председателем музея, Джорджем Осборном, после того, как остался разочарован ответом со стороны менеджеров музея в течение двух лет. Опыт Граделя подчеркивает, как истории для прикрытия и недостаточное изучение происхождения предметов могут позволить незаконной торговле продолжаться.
В связи с этим Кристофер Маринелло подчеркивает важность быстрого реагирования в случаях, связанных с украденным имуществом. Он упоминает случай Андерса Буриуса, историка и бывшего директора отдела рукописей Национальной библиотеки Швеции.
Он продавал предметы в течение нескольких лет. Он крал из замка Скоклостер и множества небольших музеев Швеции. Никто не знает, сколько он украл. Он действовал незаметно", - говорит Маринелло.
В конце концов, когда его столкнули с доказательствами, он признался в краже и продаже 56 ценных книг (Маринелло, который был замешан в этом деле, считает, что их было намного больше).
В декабре 2004 года, пока власти еще не разобрались в происходившем, Буриус покончил с собой, перерезав себе вены и разрезав газовую линию в своей квартире, что привело к взрыву и пострадавшим около десятка людей.
Более десяти лет спустя миллионы фунтов стерлингов стоимостью книг, которые Буриус продал, были возвращены Американским прокурором в Национальную библиотеку Швеции.
Marinello говорит, что с радостью поможет Британскому музею отследить и вернуть пропавшие предметы, и, кроме того, он не будет брать плату за свою работу.
"Половина моего бизнеса - это работа на благотворительной основе", - говорит он. "Как мне брать плату у Британского музея? У них нет достаточно денег, чтобы оплатить своих сотрудников, и, как видно, недостаточно средств, чтобы укрепить свою безопасность".
Tsirogiannis также предлагает свои услуги в качестве волонтера, хотя не ожидает ждать звонка.
"Я всегда готов помочь любому, кто стал жертвой кражи, включая Британский музей", - говорит он.
Однако он критически относится к небрежной системе каталогизации музея. Говорят, что в музее находится около 8 миллионов предметов, большая часть из них хранится на складе. Несмотря на эту огромную численность, Tsirogiannis говорит, что в эпоху цифровых технологий, когда смартфоны и сканеры позволяют легко фиксировать предметы, нет никаких оправданий для пробелов в записях музея.
Основная задача любого музея, по его словам, должна быть "фиксация его объектов" немедленно после получения их владения. "Это первоочередная задача и самая базовая обязанность", - говорит он.
Он считает, что явная неудача в этом аспекте стала катастрофой для репутации музея, однако он также считает, что текущий кризис предоставляет музею возможность улучшить свой международный имидж в другом аспекте.
"Для понимания того, что такие объекты, как мраморные скульптуры Парфенона, принадлежат странам их происхождения, не требуется быть экспертом. Эти объекты были взяты без разрешения со стороны этих наций", - говорит он.
Исторически, по его словам, аргументы Британского музея о праве собственности основываются на убеждении, что его опека над объектами превосходит опеку стран их происхождения. Такой аргумент трудно поддерживать, если действительно так много античных предметов пропали.
"Но, боюсь, что Британский музей не увидит это как возможность", - продолжает Тсирогианнис. "Вместо этого они будут рассматривать это как несчастный изолированный случай в надежде, что он скоро будет забыт".
Если аллегации, находящиеся в расследовании, действительно оказываются правдой - и никто, кажется, не отрицает основных фактов, - то эта эпизод будет надолго запомнен во всем мире.
Маринелло понимает международные аспекты, но у него есть некоторые внутренние советы. Он отмечает, что устав музея гласит о первоочередной фидуциарной ответственности перед британским народом и обязанности защищать и сохранять предметы в своей коллекции. Это означает, что ситуация требует публичного успокоения.
"Мистер Осборн и члены совета директоров должны вернуться из своих летних отпусков, убрать свои смокинги для всех мероприятий, на которые они ходят, провести пресс-конференцию и сказать: 'Это произошло. Вот что мы делаем. Вот что мы не можем разглашать из-за полицейского расследования. Вот как мы предотвратим, чтобы это повторилось'. Я имею в виду, британский народ имеет на это право".
Несложно уловить теплый аромат средиземноморских каникул в холодном институциональном молчании, которое в основном сопровождало эту историю до отставки Фишера. Это августовский возвращение к землям древности, те места, откуда исторически было взято так много артефактов для "сохранения", чтобы впоследствии появиться на аукционе через многие годы, почти незамеченными в темных уголках цифрового базара, который называется eBay.
Комментарии