Не потерять нажитого: кто продолжит африканские проекты Пригожина?
На модерации
Отложенный
Евгений Пригожин построил бизнес-империю в Африке, получая алмазные копи, рудники и нефтяные месторождения. Его семья вряд ли сможет вступить в наследство — все получат те, кто возьмет на себя военно-политическое сопровождение африканских интересов России.СюжетАвиакатастрофа бизнес-джета Евгения Пригожина
Елена Федорова, Наталья Сейбиль
Кого и что защищал Пригожин в Африке
Приход ЧВК «Вагнер» на африканский континент начался из Сирии в 2015 году. В отличие от регулярных частей, которые воевали на стороне Асада, роль «Вагнера» ограничивались охраной нефтяных приисков на территориях, контролируемых запрещенным в России ИГ. Однако этого оказалось достаточным, чтобы начать успешное покорение черного континента.
В 2018 году 178 наемников ЧВК «Вагнер» прибыли в Центрально-Африканскую республику. Если китайцы заходили в Африку экономическими проектами и строили дороги, не вмешиваясь в политику африканских стран, то Пригожин пошел по другому пути и предложил элите власть, основанную на оружии, в обмен на природные богатства и активы.
За ЦАР последовали Ливия, Алжир, Демократическая Республика Конго (ДРК), Нигерия, Эфиопия, Кения, Мадагаскар, ЦАР, Судан и Ангола.
Присутствие ЧВК Вагнер в ЦАР, Мали и Судане не ограничивается только договором о предоставлении военной помощи, которые заключила Россия. Сотрудничество построено на услугах, которые оказывают непосредственно бойцы «Вагнера». Речь идет о подавлении вооруженных восстаний в странах, личной охране президентов, политическое консультирование и проведение выборов, создание и поддержание пропагандистских структур через фабрики троллей.
После мятежа в конце июня стало понятно, что российское государство не просто отдало Пригожину Африку «на кормление».
Как отмечали наблюдатели французской «Монд», Пригожин выстроил «уникальную архитектуру горизонтальной интеграции». Другими словами, все связи, независимо от того, оплачивал их бюджет или сами африканцы, были в руках у одного человека.
Чем владеет Пригожин в Африке
Наместником Пригожина в Африке выступал до своего ранения, по сведениям газеты «Монд», Дмитрий Сытиков. Он руководил «Русским домом» в столице ЦАР Банги и параллельно возглавлял компанию, которая занимается добычей золота и драгоценных камней в Африке Lobaye Invest.
Но это не единственная фирма.
«Financial Times» полагает, что, несмотря на санкции, Пригожин заработал сотни миллионов долларов на нефти, газе, алмазах и золоте. Так, Башар Асад подарил компании Пригожина «Евро Полис» концессии на добычу нефти за то, что ЧВК Вагнер помог его армии освободить нефтяные прииски от боевиков запрещенной в России ИГ. Только за 2020 год, согласно бухгалтерским отчетам, компания продала нефти на 134 миллиона долларов и получила прибыль в размере 90 миллионов долларов. Владельцы получили 180% прибыли и перевели эти деньги в Россию. На следующий год задекламированная прибыль составила всего 400 тысяч долларов, но на счетах компании оставались еще 90 миллионов.
Компания по добыче золота в Судане «М Инвест» приносила не так много, как нефтяной бизнес, но была прибыльной — 2,6 миллионов долларов перекочевали на счета настоящих владельцев. Были и фирмы, которые входили в пригожинскую империю и поставляли оборудование в ЦАР и Судан. Интересная деталь — перед введением против этих фирм санкций они чудесным образом закрывались, а потом под другими названиями возникали как из небытия. Например, сирийская Mercury LLC, также из пригожинской группы, заработала 67 миллионов, а после объявления санкций вдруг «разучилась» зарабатывать прибыль и работала «в ноль».
Очевидно, что речь идет только о тех кусках бизнеса, о которых стало известно журналистам. Сколько на самом деле скрывается под покровом тайны и охране со стороны ЧВК «Вагнер», можно только догадываться.
Кому достанутся миллиарды Пригожина
Тесное переплетение бизнес-интересов самого Пригожина, проектов, которые он курировал для других олигархов, и геополитических устремлений российского руководства, особенно после начала боевых действий в Украине и нового водораздела в мире, когда каждый голос в ООН и на мировой арены важен, как никогда, дает основания полагать, что дело Пригожина в Африке не заглохнет. Директор института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Маслов уверен в этом:
— Особенность в том, что многие инициативы Пригожина в Африке, которые воспринимались как государственная политика России, на самом деле были его частной инициативой и частным бизнесом. Но в любом случае, я думаю, что империя не развалится. Пригожин и его структуры играли там очень важную стабилизирующую роль. Я думаю, что в любом случае это перейдёт интересантам с российской стороны.
Ученый уверен, что все его активы перейдут к правопреемникам. Однако возникает интересный вопрос: а кто же правоприемник Пригожина? Семья? Это представляется весьма сомнительным.
Западные аналитики со скепсисом смотрят на успешную передачу как самой ЧВК «Вагнер», так и кусков бизнес-империи. «Ле Монд» цитирует исследователя Джона Лечнера, который изучает феномен ЧВК Вагнер и его операции в Африке:
«Российская армия — глубоко бюрократическая структура, которая плохо функционирует, Именно поэтому в Африку послали Пригожина, а не генералов».
Визит замминистра обороны РФ генерал-полковника Юнус-Бека Евкурова в начале недели в Ливию может означать, что вагнеровцы, воюющие на стороне маршала Халифа Хафтара, могут быть заменены ЧВК, подконтрольными МО РФ.
С фирмами будет намного сложнее. Пригожин тщательно заметал следы, поэтому установить конечных бенефициаров его компаний крайне сложно. Если соблюдать законы, хоть и африканские, то добраться до истоков будет трудно. А рубить махом тоже опасно — можно и потерять по дороге.
«Монд» пишет, что в Судане «М Финанс» и «М Инвест», которые работают в добыче золота, были созданы как дочерние компании другой фирмы — «Меро Голд». В ЦАР сразу три пригожинские компании заняты в добыче алмазов и золота. Нити по продаже алкоголя, кофе и сахара тянутся в соседний Камерун, в порт Дуала.
— Пригожин понаделал там кучу ошибок. Он действовал в духе 90-х годов, когда не просто предоставляют защиту, но и громко говорят, чья это территория. Я думаю, что всё это будет размыто через посреднические структуры. Это будет продолжать быть частично аффилированным с государственной политикой России, но так, чтобы там были задействованы государственные структуры, на 100% нет. На самом деле в Африке действуют активно множество российских больших и малых компаний. Но с меньшей помпой. Например, компании Дерипаски. Очень позитивно действует РусАл, но не делают из этого перформенса. У них очень разнообразный спектр. И в области сельского хозяйства, и в области предоставления сельхозтехники, не только добыча. В любом случае им необходимо создавать охранные структуры, чтобы защищать свой бизнес, — полагает Алексей Маслов.
Наблюдатели считают, что передел собственности произойдет в любом случае, но на интересах России это не скажется. Политика станет тише, а бизнес «военная защита в обмен на природные ресурсы» будет продолжен. Впрочем, в Африке это нормально, говорит эксперт, точно так же действуют и французы, и американцы.
Комментарии
Теперь к алмазным копям припадет Хуженетович.