История и профессионалы

На модерации Отложенный

У каждого профессионала есть свой инструмент. У генерала, например, есть танк. Он им может наехать и раздавить того, с кем не помогли компромиссы, которые являются орудием дипломата.

Ни один профессионал не будет портить свое орудие труда. Генерал не будет портить танк. Дипломат не будет выдавать себя за бескомпромиссного героя. Даже если это вызывает у дураков желание поиронизировать над «очередными озабоченностями и протестами». Это будет мешать их работе. А они не для того заканчивали академии Генерального Штаба и МИДа, чтобы развлекать и искать одобрения у дураков. Там нет такого предмета.

Это задача и хлеб политика. Это он должен говорить то, что нравится – и нести ответственность за как можно меньшее. Поэтому политик всегда будет там, где много дураков, и будет пытаться добыть дурака из любого гражданина.

При этом не стоит путать политика и государственного деятеля. Это разные профессии.

И у них разные цели и инструменты.

Государственный деятель имеет дело с историей. А ее не обдуришь. Он имеет дело с врагами государства и с его друзьями, а дурак в этом деле не помощник. С врагами нужно либо расправляться, либо договариваться. А с друзьями нужно либо договариваться, либо превращать их во врагов.

Для того, чтобы договариваться – нужно, чтобы тебе верили. Чтобы твое слово имело ценность. Вес.

Например, ты дал слово, что не будешь пытаться убить Зеленского — и ты не пытаешься. Пусть это трижды не нравится даже твоим друзьям. Но эти друзья знают, что и со словами, данными им — будет точно так же.

Поэтому государственный деятель — никогда не будет уничтожать свой инструмент созидания истории — свое слово.

Именно поэтому дискуссия о том, имеет ли Владимир Путин какое-то отношение к покушению на Скрипаля, которого он помиловал, или к смерти Евгения Викторовича Пригожина, которого он тоже помиловал — за пределами здравого смысла, моего представления о государственных деятелях и истории.