Девятый вал массовой безработицы в Воронежской области
На модерации
Отложенный
В последние годы в городе Воронеже наблюдается постоянный устойчивый рост безработицы. Особенно велика безработица среди лиц предпенсионного возраста и выпускников ВУЗов. Получилось так, что две эти категории оказались ненужными работодателям. Почему не востребованы предпринимателями люди зрелого возраста понятно. И сил ими уже потрачено немало да и требования на производстве резко изменились. А вот что касается забракованности молодежи, то это большой вопрос… Получается так, что вершители судеб не заинтересованы в завтрашнем дне . Как региона, так и людей его населяющих. В первую очередь – самых молодых.
В центральном районе города Воронеж существует Центр занятости молодежи, который целенаправленно занимается именно молодой сменой. Если в прошлом году сюда приходило в среднем 30 человек в день, то в этом году - около ста человек. В очередях они набираются жизненного опыта и… стареют.
- В этой ситуации работать нам довольно сложно, - говорят начальник отдела Центра занятости молодежи Любовь Шевлякова и заместитель директора Анна Звездинская.
Всего сейчас в области числится сорок тысяч официально зарегистрированных безработных. Но это только вершина айсберга. Скрытая безработица в разы больше. Правда, конкретные цифры пока не называются. Тем не менее существует определенная статистика за прошлые годы, по которой можно ориентироваться и сейчас. Так, в 1992 году уровень регистрируемой безработицы в Воронежской области равнялся половине процента. А уровень общей безработицы в это же самое время составлял 4,7 процента.
В 1995 году произошел значительный рост негатива. Уровень регистрируемой безработицы составил два процента, а общей – 8,2 процента. Тенденция роста незанятости сохранялась и в последующем. Уже в следующем году регистрировалась безработица в 2,6 процента. И это весьма рознилось с реальной безработицей, которая составляла 9,2 процента. Такая плачевная цифра весьма не устраивала власть, которая озаботилась радикальным решением наболевшей проблемы.
В 1999 году уровень регистрируемой безработицы составил всего 1,6 процента, в то время как действительный – 11,4 процента. Несмотря на критику и разоблачение действий властей оппозицией, методика замалчивания негативных процессов в обществе продолжала совершенствоваться.
В 2000 году при уровне общей безработицы в десять процентов, регистрировалось только 1,3 процента. Кое-что изменилось в 2003 году. Произошли небольшие подвижки. Уровень регистрируемой безработицы – 2,2 процента, а общей - 8,2 процента. С октября же 2008 года по апрель 2009 года число зарегистрированных безработных в Воронежской области удвоилось. Ее уровень вырос с 1,4 процента до 2, 9.
Курс на сокрытие реальной безработицы в области выдерживается и сейчас, несмотря на все прекраснодушные заявления исполняющего обязанности начальника управления занятости населения Воронежской области Юрия Бая и его заместительницы Натальи Поповой. Федеральные средства через это управление прокачиваются весьма значительные. Их считают уже не миллионами, а миллиардами рублей. Тем не менее результата их вложения, отдачи пока не видно. Возникает вопрос, туда ли эти средства направляются и доходят ли они до конкретных безработных.
Максимальный размер месячной выплаты одному безработному составляет сейчас 4900 рублей. Но получают это пособие немногие, поскольку требования по оформлению выплат сейчас весьма ужесточились. Необходимо собрать целый пакет документов, подтверждающих статус безработного, обойти при этом немало различных инстанций и соблюсти при этом ряд непростых условий. К тому же существует устойчивая тенденция радикального сокращения размеров финансовой поддержки безработных государством.
Если раньше преобладала женская безработица, то сейчас большой разницы между полами уже нет. Мужская и женская безработица в области примерно одинаковы. Если раньше семья могла надеяться на своего единственного кормильца, то сейчас и эта надежда тает. По статистике большей части безработных не хватает денег даже на продукты питания. Выживание безработных в сельской местности происходит в основном за счет личных подворий и приусадебных участков. Несмотря на обилие импортных продуктов в магазинах, люди вынуждены обходиться по сути дела подножным кормом, в котором преобладают картофель, тыква и даже запаренный комбикорм.
Рост безработицы идет рука об руку с ростом алкоголизма, наркомании и проституции. Все это естественно отражается на морально-психологическом состоянии общества. Среди основной части безработных наблюдаются неуверенность, апатия и озлобленность. Когда ярость направляется внутрь себя, происходят самоубийства, число которых заметно выросло. Случаи когда студентки выбрасываются с балконов и окон многоэтажных домов стали чуть ли незаурядным явлением. Когда же агрессивность адресуется во вне, происходят преступления. В Воронежской области преступность сохраняется на стабильно высоком уровне.
Статистика по безработице, конечно, не скрывается. Но и раздобыть сведения, характеризующие положение дел в отдельно взятых районах довольно сложно. Картина на местах разная. Это видно с первого взгляда. А вот конкретные цифры остаются в тени. С уверенностью можно говорить только о прошлых годах. Критический уровень регистрируемой безработицы в три процента был превышен в одиннадцати районах области в 2003 году. Через год в этих же районах регистрируемая безработица превысила четыре процента.
Что же это за районы? Типичным в этом отношении является Терновка. Наибольшее число занятых числится в районном отделе внутренних дел и в районной администрации. Крупные предприятия в свое время здесь были ликвидированы. Закрыт был даже местный хлебный завод. И теперь хлеб в Терновский район привозят из соседней Тамбовской области.
Кстати говоря, во время недавнего визита губернатора Алексея Гордеева в Терновку произошел поразивший местных жителей случай.
Местные власти накрыли стол для высокого гостя именно в здании бывшего хлебозавода. И это весьма символично, что хлебом – солью и всем остальным, что Бог послал, Алексея Васильевича потчевали там, где своего хлеба уже давно не пекут, а вкушают лишь завезенный из соседнего региона. Тем не менее никаких кадровых перестановок губернатор на этот раз почему-то не произвел. И это произвело на местное многострадальное население весьма тяжкое впечатление.
Почти вся терновская молодежь вынуждена искать работу на стороне – в крупных городах или столице. Но если раньше молодые люди с высшим образованием могли заработать, экономя на всем, на московских стройках до сорок тысяч рублей в месяц, то сейчас предел возможного – пятнадцать тысяч рублей.
Снижение социального и профессионально-квалификационного статуса безработных - зримая примета последнего времени. Сейчас даже уборщиц в воронежских супермаркетах и фирмах набирают только с высшим образованием. Для чего? Только лишь для того, чтобы покуражиться руководителям и таким неправедным способом повысить собственную значимость. Произвол работодателей провоцирует социальную напряженность, чреватую непредсказуемыми последствиями в ближайшем будущем.
Параллельно с падением оплаты труда нивелируется разница в зарплате высоко - и низкоквалифицированных работников. В целом уровень зарплаты в Воронежской области в последнее время снизился с учетом инфляции на 4,4 процента. На этом фоне ухудшение качества вакансий воспринимается как закономерность. Сейчас семьдесят процентов безработных согласны на любую работу. Ради трудоустройства готовы поступиться своей квалификацией, уровнем оплаты и профессией. Да и предлагают им районные центры занятости сейчас довольно непривлекательные должности – дворника, грузчика, уборщицы или обрезчика деревьев. Как видим основной вектор внимания служб занятости направлен на общественные работы, да и то временные.
Не случайно глава федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций отнес Воронеж к регионам, где в ближайшее время ожидается новый всплеск массовой безработицы. А руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер заявляет, что безработица в Воронежской области превратилась в настоящее бедствие. В самом деле, число безработных на полном рынке труда оценивается здесь в 90,5 тысяч человек, что составляет 7,9 процента всего экономически активного населения. Повторимся, что реальные цифры выглядят намного трагичнее.
Все это происходит на фоне вполне благополучных отчетов власть имущих. В 2008 году в экономику области было привлечено 85 миллиардов 7 миллионов рублей инвестиций. Сорок процентов из них ушло на строительство нежилых зданий. Двадцать восемь процентов – на новые жилые дома. 31,1 процента –на покупку оборудования и транспорт. Правда в 2009 году инвестиции в основной капитал в Воронежской области снизились на 9,8 процента. Что, естественно, вызвало значительный рост безработицы.
Желающие найти работу в Воронеже, основная часть которых была уволена в декабре, занимают места в очереди перед дверями районных центров трудоустройства в шесть часов утра. Дело доходит даже до драк. Чтобы как-то упорядочить эту ситуацию была вынуждено введена система талонов на прием.
- Предприятия лихорадит, поэтому сложно давать четкие прогнозы даже на ближайшее будущее, - говорит начальник отдела программ занятости департамента труда и занятости населения Воронежской области Елена Маслова.
Отсутствие каких-либо прогнозов не дает возможность заранее подготовится к изменениям численности безработных. Но уже сейчас можно с полной определенностью сказать, что безработица будет весьма значительно расти. Значительная часть экономически активных воронежцев уже оказалась и будет в дальнейшем оказываться в критической зоне рынка труда. Поскольку незанятость является важнейшим признаком макроэкономического неравновесия, этой весной и летом можно ожидать рост протестных действий населения.
Сейчас на одну вакансию в Воронеже и области претендует уже пять человек. Поскольку в регионе происходит неуклонное падение экономических показателей, весьма возможно что в скором времени на то же самое место будет претендовать уже десять человек. Риск оказаться безработным велик для людей занятых в самых разных сферах, но в первую очередь – для тех, кто имеет высшее гуманитарное образование. В этом видится одно из проявлений клановой организации системы управления, пятикратного роста чиновничьего аппарата в последние годы.
Спад промышленного производства, когда большинство предприятий перешло на значительное сокращение своей деятельности, привел и к спаду потребления. Таким образом общество попало в ловушку из которой довольно сложно найти выход.
В 2009 году в Воронежской области занятых насчитывалось один миллион 40 тысяч человек. При этом следует учесть, что довольно значительная часть их составляют работники прибывшие из-за рубежа. Предпринимателям выгодно использовать их услуги даже в ущерб основной массе населения. Только в последнее время начали прослеживаться робкие подвижки в снижении квот привлечении иностранной рабочей силы.
И хотя куратор социальных проектов в регионе, депутат государственной Думы от партии «Единая Россия» Галина Карелова заявляет, что на данный момент в области только более 17 тысяч безработных женщин, в реальности эта цифра больше в разы. И женская безработица, и мужская зашкаливает. И что с этим делать не знает ни Карелова, ни ее более высокопоставленные соратники по партии.
Комментарии
За молодежь с высшим образованием еще обиднее, отучившись платно в вузе пять лет, вынуждены идти продавцами в магазин....
И как в таких условиях можно создавать семью и повышать рождаемость?!