СВО в свете христианского учения о войне и мире

На модерации Отложенный



На полях сражений в Новороссии решаются судьбы мира – выстраивается новая геополитическая конфигурация на предстоящие десятилетия, если эти десятилетия останутся в запасе у человечества. Не щадя крови малороссиян и галичан, постхристианский Запад стремится поставить на колени Россию. Делается это для того чтобы восстановить мировое доминирование, которое обретено было Соединенными Штатами, неожиданно для них самих, в результате самороспуска СССР, а затем шаг за шагом стало утрачиваться по разным причинам, в частности, и ввиду восстановления российской государственности на большей части исторической территории нашей страны. Утрата кратковременной гегемонии над миром переживается болезненно и побуждает политический класс США возобновить холодную войну против России, которую Запад вел в послевоенные годы под предлогом противостояния коммунизму.

У этой всемирно-исторической драмы имеется не только геополитический, но и идеологический аспект. Высшая цель новой фазы холодной войны, которая ведется с особым ожесточением, на скользкой грани с войной горячей, не объявляется прямо, но из контекста официозных заявлений и частных высказываний влиятельных политиков, предварявших и сопровождавших развитие событий, она просматривается.

Из совокупности выступлений такого «оракула» Запада, как незабвенный З.Бжезинский, чей прагматизм незаурядного американского политика и политолога подогревался высоким градусом кипения антироссийской истерии, которую он унаследовал от своих предков из Речи Посполитой, выстраивается идея fixe: после поражения СССР в холодной войне главным врагом «свободного мира» стала Православная Церковь, а вместе с нею и другие традиционные религии, не вступившие на путь модернистской либерализации, и заодно все вообще приверженцы традиционных моральных ценностей. Политика современного постхристианского Запада направлена на подавление тех стран, народов, общественных кругов и самоотверженных лидеров общественного мнения, кто готов противостоять затеянной и осуществляемой на Западе антропологической революции, лозунгами которой служат гендерное многообразие, призванное отменить существующее от Адама и Евы разделение человеческого рода на два пола, поощрение однополых браков, пропаганда перемены пола, начиная с самого нежного возраста и до старости, хотя бы и по несколько раз на протяжении жизни. Не о современном ли Западе сказано было в Апокалипсисе: «Пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14,8)?

За спешно осуществляемым ныне сатанинским проектом угадывается умысел радикального сокращения численности населения Земли, с тем чтобы в будущем продолжение рода стало привилегией избранного меньшинства. На службу этой сверхзадачи поставили кровь малороссиян правители Украины: прежние, не до конца сознававшие, в какую губительную для своего народа игру они вляпались, и – вполне осознанно – нынешние, которых трудно заподозрить в искреннем украинобесии. Сиюминутный правитель Украины с артистическим драйвом играет роль «щирого самостийника», но в безумие он не впал, и поэтому про себя прекрасно понимает, что это у него такая роль, а тележурналисты и блогеры из его пропагандистской обслуги, с экранных лиц которых не сходят глумливые ухмылки, весело подыгрывают провинциальному актеру «на троне», изображая с искусством мастеров клубной самодеятельности безбашенных бендеровцев. Но простодушные малороссияне доверяют этим клоунам, и на полях сражений продолжают литься потоки человеческой крови.

У военной кампании, разворачивающейся в степях Новороссии, присутствует религиозное измерение, и нам, православным христианам, тем, кто на фронте, и тем, кто в тылу, необходимо осмыслить происходящее в свете христианского учения о войне и мире, тем более что в сознании многих из нас присутствуют предрассудки на этот счет, вплоть до отождествления евангельского учения с пацифистскими идеями Льва Толстого, которые, как хорошо известно, отвергнуты были Церковью самым радикальным образом.

Из Священной истории Ветхого Завета известно, что богоизбранный народ воевал с язычниками, исполняя волю самого Творца, и такие войны являлись подвигом благочестия. Во «Второзаконии» сказано:

«Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20, 1–4).

В то же время Господь призывает, когда это возможно, решать спорные вопросы миром:

«Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе» (Втор. 20, 10–11).

Иоанн Предтеча, который, завершая чреду пророческого служения, стал Крестителем самого Господа Иисуса Христа, и потому, по учению отцов Церкви, стоит на грани Ветхого и Нового Завета, римским воинам, приходившим к нему с вопросом «Что нам делать?» – говорил: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» ( Лк. 3,14 ), – отнюдь не призывая их к дезертирству или неисполнению боевых приказов, которые отдают им начальники. Более того, сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15,13 ).

Церковь неизменно прилагала это изречение Спасителя к воинам, жертвующим своей жизнью ради блага соотечественников.

Отцы Церкви призывали молиться о воинах. По слову святого Иоанна Златоуста:

«было бы ни с чем несообразно, если бы, в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной дружбы, не творили даже и молитв».

Согласно канону Афанасия Великого, составленному из его «Послания к монаху Амуну», убийство на войне не является грехом:

«Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния».

Русский святитель Митрополит Московский Филарет поучал паству: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша». Другой русский святой, Феофан Затворник , выше других профессий ставил воинскую службу: «Военный путь самый хороший – чистый, честный, самоотверженный». Полемизируя с пацифистскими идеями Л. Толстого, он писал:

«На воинах часто Бог являл видимое благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?»

Церковь прославляет в лике святых воинов: полководцев, офицеров, солдат, и среди них великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Стратилата. В сонме русских святых присутствуют князья-полководцы: равноапостольный Владимир, Андрей Боголюбский, Мстислав Храбрый, Меркурий Смоленский, Всеволод-Довмонт Псковский, Александр Невский, Димитрий Донской. В наше время был канонизован военачальник имперской эпохи – адмирал Феодор Ушаков, выигравший все морские баталии, в которых участвовал как флотоводец, и при этом был человеком самого искреннего благочестия и подлинного христианского смирения.

Христианское учение о войне и мире резюмировано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где, в частности, говорится: «Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: ‟Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему бытьˮ (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (ср. Откр. 16, 16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией... Церковь… не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости…. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних».

В новое время были выработаны общепризнанные нормы международного военного права, от которых радикально отличаются изобретенные западным сообществом «правила», согласно коим оправданы любые средства для защиты интересов так называемого «свободного мира»: атомные бомбардировки, применение напалма, убийство миллионов мирных жителей, как это было в Корее, Вьетнаме, Ираке, Афганистане, разрушение государств, чему подверглись в недавнее время Югославия и Ливия.

Не так называемые новейшие «правила», но нормы общепризнанного международного военного права изложены в таких актах, как « Женевская конвенция 1864 года об улучшении положения раненых и больных в вооруженных силах», «Санкт-Петербургская декларация 1868 года», запрещающая использование разрывных снарядов весом менее 400 граммов, Гаагские конвенции 1899 и 1907 года, «Женевский протокол 1925 года о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других газов, а также бактериологических методов ведения войны», «Женевская конвенция 1929 года об обращении с военнопленными», «Декларация Лиги Наций 1938 года о защите гражданского населения от бомбардировок с воздуха в случае войны», решения Международного военного трибунала в Нюрнберге и так называемые.

«Нюрнбергские принципы», сформулированные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 1947 года, «Конвенция ООН 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», «Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», «Декларация ООН 1974 года о защите женщин и детей в чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах » и ряд других актов.

Содержащиеся в этих документах нормы международного военного права резюмированы в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» в следующем виде:

«войну следует объявлять ради восстановления справедливости; войну имеет право объявить только законная власть; право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше; война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации; войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей; планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны (принцип пропорциональности средств); во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций; войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок».

Гениальный полководец и носитель подлинной христианской мудрости А. В. Суворов задолго до создания корпуса норм международного военного права сформулировал христианские принципы ведения войны в написанной им «Науке побеждать», изложив их лаконично и удивительно ярко, языком, одинаково доступным человеку образованному и простецу:

«Просящего в бою пощады – помилуй, кто мститель – тот разбойник, а разбойникам Бог не помощник! Они такие ж люди: грех напрасно убить; обывателя не обижай, он нас кормит и поит; солдат – не разбойник. Товарищ товарища обороняй!.. Работать быстро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Умирай за дом Пресвятой Богородицы…Кого из нас убьют, – Царство Небесное! Живым – слава, слава, слава!»

Современная трагическая ситуация во взаимоотношениях между Россией и «самостийной Украиной» сложилась в результате рецидива мазеповщины, который, в отличие от времен Петра Великого, не получил должного отпора со стороны центральной власти. Первый президент «Незалежной» хитростью и коварством превзошел самого Мазепу, анафематствованного Православной Церковью, а вот последний лидер СССР в критический момент оказался не способен действовать подобно Царю Петру Великому, хотя тот находился тогда в гораздо более трудной ситуации – предательский мятеж Мазепы был учинен на фоне долгой и изнурительной войны со Швецией, войска которой оккупировали Гетманщину и дошли до Полтавы.

С самого начала существования самостийной Украины, сепаратистского образования на пространстве единого Русского мира, там проводилась политика, нацеленная на подавление русскости во всех ее проявлениях, при том, что две трети населения этого несостоявшегося государства в быту пользовались русским языком, а не его малороссийским или галицийским диалектом, а около трети имело великорусское происхождение. Закрывались русские школы, русскоязычные газеты и программы на телевидении, в школьных учебниках история России, как допетровской, так и имперской и советской эпохи, представлена была в самом черном и совершенно неправдоподобном, карикатурном виде. При поддержке властей организован был церковный раскол. Массированному давлению, сопровождавшемуся убийствами священников и самоотверженных мирян, подвергалась Украинская Православная Церковь, сохранившая каноническое общение с полнотой Русской Православной Церкви.

На этом фоне в 2014-м г. совершен был государственный переворот нацистского толка – так называемая революция «гидности». Главным лозунгом бесновавшейся на Майдане толпы стал клич «москаляку на гиляку (на виселицу), москаляку на ножи». Крым, население которого в массе своей с самого начала пресловутой «незалежности» сохраняло незамутненным сознание своей принадлежности Русскому миру, вырван был из рук «кровавого пастора» и его приспешников и благополучно «возвратился в родную гавань». Попытка одесситов отстоять свою исконную принадлежность Русскому миру закончилась устроенным 2 мая 2014 г. бандитами по подстрекательству из Киева массовым аутодафе – гибелью десятков мирно протестовавших жителей Одессы. Это злодеяние напомнило горожанам террор, который обрушился на их отцов и дедов во времена германо-румынской оккупации города. Героическое сопротивление нацистским самозванцам, захватившим власть в Киеве, оказал Донбасс, против которого власти «Незалежной» бросили армию, начав войну с населением, сумевшим в короткий срок организовать сопротивление головорезам и убийцам мирных жителей, без различия пола и возраста. «Конфетный король», перехвативший кормило правления у «кровавого пастора», потребовал от своего воинства загнать детей Донбасса в подвалы, лишить их возможности посещать школу. Вот так началась война на уничтожение наших братьев, прозванных – вместе с нами – «орками», «рашистами», «мокселями», представителями «низшей угро-финской расы, квакающими посреди своих болот». Каратели, вторгшиеся в пределы Донбасса, поистине уподобились Каину, возжелавшему убить брата своего Авеля.

Но «взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26. 52), – в этих словах Спасителя находит обоснование идея справедливой войны. В конце концов терпение России при виде неслыханных страданий мирных жителей Донбасса, над которыми к тому же в начале 2022 г. нависла угроза тщательно подготовленного натовскими инструкторами нового удара ВСУ вглубь территории ДНР и ЛНР, иссякло. Пресечь рецидив нацисткой репрессивной политики призвана осуществляемая в текущем году Вооруженными силами России освободительная спецоперация.

Что представляет собой противник в конфессиональном отношении? Его ядро составляют нацисты, исповедующие расистский сатанизм. Подстрекателями к войне с Россией выступают воинствующие униаты Галиции – предатели Православия – и раскольники из ПЦУ, а также «цэ-эуропейцы» – идолопоклонники радужных западных ценностей.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится положение:

«Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам».

Так вот, жестокие издевательства над пленными, их убийства, кровавые расправы над мирными жителями территорий, которые были заняты ВСУ после вывода оттуда российских воинских контингентов, аресты школьных учителей Харьковщины за то, что они продолжали исполнять служебный долг, когда там находились российские войска, использование своего гражданского населения в качестве живого щита – размещение огневых точек в многоквартирных домах, запредельная пропагандистская ложь, изрыгаемая не только из продажных уст журналистской шатии-братии, но и из официальных рупоров, вроде воплей о том, что Запорожскую атомную электростанцию, находящуюся под контролем российских частей, обстреливают и бомбят российские же Вооруженные силы, наверно, для того, чтобы смертельной радиации поверглись свои солдаты и офицеры, и наконец, истошная нецензурная брань в адрес военачальников и воинов, выполняющих освободительную миссию защитников Православия и традиционных моральных ценностей, разделяемых приверженцами разных религий, в адрес апологетов идеи единства Русского мира, – составляют физиономию противника, в массовом порядке совершающего преступления, предусмотренные «Нюрнбергскими принципами», сформулированными в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 1947 г.

В марте 1918 года святой Патриарх Тихон издал послание по поводу заключения Брест-Литовского мирного договора – своего рода акта капитуляции со стороны Советского правительства, правда, вскоре утратившего силу и дезавуированного ввиду поражения продиктовавших условия этой капитуляции Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии. В нем аутентично выражено видение русским православным народом проблем, по-прежнему актуальных:

«Заключенный ныне мир, – писал святитель, – по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России, и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего Крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, – такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесет великий урон и горе…Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство Русское, не может оставаться равнодушною при виде его гибели и разложения… Мы призываемся совестью своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить пред всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. Этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества. Может ли примириться русский народ со своим унижением? Может ли он забыть разлученных от него по крови и вере братьев?»

В этом послании святителя Тихона содержится пророческое предостережение, которым пренебрегли творцы распада нашей страны, вольно или невольно проложившие на рубеже 1980-х – 1990-х гг. путь к братоубийственной брани и массовому кровопролитию.

Протоиерей Владислав Цыпин,
Портал "Православие.Ru" (pravoslavie.ru)