Вера в Имена и Атрибуты Аллаха

На модерации Отложенный


هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ
هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يُشْرِكُونَ
هُوَ اللَّهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ لَهُ الْأَسْمَاء الْحُسْنَى يُسَبِّحُ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ


Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный.
Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи.
Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый
.(59:22-24)

وَلِلّهِ الأَسْمَاء الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا وَذَرُواْ الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَآئِهِ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали (7:180)

"Воистину,у Аллаха-99 имён,100 минус один.Кто их сердцем запомнит -зайдёт в рай"(аль-Бухари)

Конечно, число имён Аллаха неизвестно никому из людей,т.к. у Аллаха есть еще много имён,которые Он не упомянул ни в Коране ни в Сунне.

Пророк сказал,если кем-то овладевает беспокойство и грусть,то ему следует сказать:
(Аллахумма, инни 'абду-кя, ибну 'абди-кя, ибну амати-кя, насыйати би-йади-кя, мадын фийа хукму-кя, 'адлюн фийа кадау-кя, ас'алю-кя би-кулли исмин хуа ля-кя саммайта би-хи нафса-кя, ау анзальта-ху фи китаби-кя, ау 'аллямта-ху ахадан мин халькы-кя ау иста'сарта би-хи фи 'ильми-ль-гайби 'инда-кя ан тадж'аля-ль-Кур'ана раби'а кальби, ва нура садри, ва джаля'а хузни ва захаба хамми!)
0 Аллах, поистине, я - раб Твой, и сын раба Твоего и сын рабыни Твоей. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имён, которым Ты назвал Себя Сам. или ниспослал его в Книге Твоей, или открыл его кому-либо из сотворённых Тобой или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!-и Аллах снимет с него беспокойство и заменит облегчением
.(Ахмад)

Число встречающихся в Коране и Сунне Имён Аллаха больше,чем 99,но есть определённые 99,выучив которые и поступая в соответсвии с ними человек будет вознаграждён раем(согласно хадису).

Аллаху всегда принадлежали будут Ему принадлежать Его Имена и Атрибуты.
Их не стало больше через Его Создания
.Аллах всегда был Создателем,еще до того,как появилось какое-либо Создание.Также Аллах был Содержателем ещё до того,как появилось что-либо для содержания.И хотя воскрешение мёртвых ещё предстоит,Он уже- Воскреситель мёртвых!

Мусульманин описывает Аллаха только качествами,которыми Он Себя Сам описал или которыми описал Его пророк (саллаЛлагу алейги ва салям) .

Ахмад ибн Хамбаль رحمه الله сказал:
"Аллаха можно описывать только качествами,которыми Он Себя Сам описал и которыми описал Его пророк.Его Имена и Атрибуты не должны выходить за пределы Корана и Сунны".

Аллах - Единственный,Кто может рассказать о Его Качествах.Поэтому не пристало описывать Аллаха чем-то,что ни Аллах ни Его пророк не упомянули.

Из каждого имени вытекает качество,но не наоборот! Из имени Ар-Рахман (Милосердный) вытекает качество милосердия,из имени Аль-Алим (Всеведущий)-обладатель абсолютного знания.
Однако из качества проявления гнева Аллаха нельзя выводить имя "гневный"!

Мусульманин взывает к Аллаху только через Имена,которые подтверждаются в Коране и Сунне!Непозволительно самому выдумывать новые имена,даже в соответсвии с качествами Аллаха!
Одновременно отрицает мусульманин каждую особенность,которую Аллах отрицал по отношению к Себе,например,что Он устаёт,несправедлив,рождён и рождает,невнимателен к созданию и т.д.

وَمَا مَسَّنَا مِن لُّغُوبٍ
Нас ничуть не коснулась усталость(50:38)

لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ
Им не овладевают ни дремота, ни сон..(2:255)

وَمَا أَنَا بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ
Я не поступаю несправедливо с рабами (50:29)

لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ
Он не родил и не был рожден(112:3)

وَمَا كُنَّا عَنِ الْخَلْقِ غَافِلِينَ
Мы никогда не находились в неведении о творениях(23:17)

Мусульманин верит в качества Аллаха так,как они описаны в Коране и Сунне,без отрицания отдельных из них,без изобретения новых,без интерпретации,без изменения значения и букв

Аллах - Совершенен со всеми Его качествами,Возвышен Он над любой несовершенностью и дефектом.


И не имеет Он подобия ни с чем из Его Созданий!

Многочисленные сообщения учёных первых поколений указывают на то,что Имена и Атрибуты Аллаха понимались в буквальном смысле:

Аль-Ауза*и رحمه الله сказал:
"Я спросил Аз-Зугри и Макхул о Качествах Аллаха,и они сказали:"Оставь их как они есть""

Аль-Валид ибн Муслим رحمه الله :
"Я спросил Малика,аль-Ауза*и,Лейс ибн Са*д и Суфьян,да смилостивится над ними Аллах,о сообщениях о качествах Аллаха,и все сказали:"Оставь их,как они есть,и не спрашивай:"как".

Суфьян ибн Уйайна رحمه الله сказал:
"Всё,чем описал Себя Аллах в Своей Книге является воплощением значения,без вопроса"как".И он сказал также:"мы передаём так,как мы слышали,не спрашивая "как".

Шарик ибн Абдиллях رحمه الله сказал,когда он услышал как некоторые люди отрицали или злоупотребляли хадисами о Качествах Аллаха:
"Те,которые пришли с этими хадисами являются также теми,кто пришел с Кураном и пятикратной молитвой,хаджем к Дому и постом в Рамадан.И мы не говорим ничего об Аллахе кроме как на основе этих хадисов."

Абу Ханифа رحمه الله сказал:
"Он(Аллах) есть Нечто,и не является чем-то другим,и значение "Нечто" подтверждается,однако без подтверждения тела,частей тела и органов.Он не имеет границы,не имеет партнёра или противоположности, и нет Ему подобного.У Него есть Рука,Лицо..И нельзя говорить,что Его Руки являются Его Силой(кудра) или Благодеяниями(ни*мах).."

Аш-Шафи*а сказал:
"Аллаху принадлежат Имена и Атрибуты,которые были упомянуты в Его Книге или переданы через Его посланника صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ.Никому не дозволено их отрицать.Кто этому противоречит,после того как пришло ясное доказательство,является неверным(кафир).А до того,как ему были предъявлены доказательства,он извенён по незнанию,т.к. нельзя прийти к знанию об этом через понимание.Таким образом,мы подтверждаем Качества Аллаха без "ташбиха"(уподобления),т.к. Аллах отрицал это:"Нет никого подобного Ему.."(42:11)

Ахмад ибн Ханбаль
رحمه الله сказал:
"Эти хадисы должны быть оставлены так,как они есть..Мы подтверждаем их без сравнения с чем-либо.В этом все учёные единогласны".

Один человек пришел к имаму Малику رحمه اللهв мечеть и спросил об "истива*"(вознесение)Аллаха,т.е. каким образом вознёсся Аллах на Трон:

Милостивый вознесся на Трон(20:5)

Ответ Малика رحمه اللهбыл:
"Аль-Истива* -известно,каким образом - неизвестно,верить в это - обязательно,а спрашивать об этом- бид*а"

Ишак ибн Рагавайа رحمه اللهсказал:
"Воистину,Аллах описал Себя в Своей Книге Качествами,которые не имеют ничего общего с Его Созданиями,и c нет необходимости описывать Его другими Качествами,отличными от тех,какими Он Сам Себя описал."

Ат-Тирмизи رحمه اللهсказал:
"Более одного из тех,кто обладает знанием,сказали об этих хадисах,что нет уподобления Качествам Аллаха,и Наш Господь,Возвышен Он и Всеславен,спускается каждую ночь(последнюю терть ночи) к нижнему небу.Они также сказали:Подтвердите эти сообщения,верьте в них,не отрицайте их и не спрашивайте"как".Это же или подобное было передано от Анас ибн Малика,Суфьяна ас-Саури,ибн Уайна и АбдуЛЛах ибн аль-Мубарак,которые сказали об этих хадисах:"Оставьте их как они есть,не спрашивая "как"".

Абу Аль-Васим аль-Асфахани رحمه اللهсказал:
"Такой наш мазгаб и мазгаб первых поклонений - принимать(Качества Аллаха)буквально и отрицать "таикиф"(попытку досконально узнать о Качествах Аллаха) и "ташбих"(уподобление).."

Аз-Захаби رحمه اللهписал по этому поводу:
"..это превзойдёт возможности любого,перечислить каждого имама,который высказался по поводу подтверждения Качеств Аллаха.И если противник не будет руководим через то,что было процитировано,тогда и Аллах не направит такого человека на прямой путь.Нет ничего хорошего в человеке,который отвергает мнения Аз-Зугри,Макхул,Аль-Ауза*и,Ас-Саури,Лейс ибн Убайд,Ахмад ибн Ханбаль,Абу Иса ат-Тирмизи,ибн Сурайж,ибн Жарир ат-Табари,ибн Кхузайма,Закариййя Ас-Сажжи..."

Аль-Кхаттаби رحمه اللهсказал:
"Мазгаб учёных прежних поколений заключался в том,чтобы такие хадисы(о Качествах Аллаха)оставлять в их очевидном значении и не изменять их значение,не интерпретировать(та"вил),поскольку они понимали,что из-за их ограниченного знания,им невозможно понять их"

Вера салаф(праведных предшедственников)в Имена и Атрибуты Аллаха должна быть теперь ясна.Они были поняты в их буквальном смысле без дальнейшего философирования и распросов!