Украина нащупала болевую точку. Обозначено новое поле боя

На модерации Отложенный                             


После выхода России из зерновой сделки Киев решил, что может больше не стесняться и развязать полномасштабную войну на море, парализовав наши порты и подорвав экономику нескольких регионов. Перспектива неприятная, но нашей стране есть чем ответить на эту угрозу.

В ночь на пятницу, 4 августа, Украина предприняла мощную комбинированную атаку с участием большого числа воздушных и морских беспилотников. Нападению подверглись не только объекты в Крыму, но и Новороссийский порт.

Киевский режим явно взял курс на превращение Чёрного моря в арену боевых действий. России такой поворот событий грозит большими убытками, но меры противодействия есть.

Подготовка атаки

То, что враг готовит нечто особенное, компетентным людям было понятно ещё в четверг, 3 августа: с утра вдоль береговой линии Румынии начали барражировать американские разведывательные беспилотники MQ-9 Reaper и RQ-4 Global Hawk. Помогал им шпионить патрульный противолодочный самолёт P-8 Poseidon.

Такая плотная работа разведчиков обычно предшествует нанесению ударов. Примечательно, что после того как в марте наши истребители отправили на дно Чёрного моря MQ-9, американские «птички» старательно держатся возле границ своих союзников. Тем не менее большая дистанция не спасла их от неожиданных неприятностей. Во второй половине дня «Рипер» передал в эфир аварийный squawk-код 7600, который согласно правилам воздушных полётов над Европой означает выход из строя основного радиоканала или потерю голосовой связи (для пилотируемых самолётов), после чего покинул район патрулирования и направился на базу Кымпия-Турзий в Румынии.

Вскоре после этого «Глобал Хок» также прекратил патрулирование и направился на базу. При этом глобальный разведчик подал сигнал 7400, означающий, что «в указанной зоне принимаются меры для обеспечения видимости и идентификации судов, связанных с охраняемыми морскими территориями и защитой рыбных ресурсов».

Столь странное поведение американских разведчиков позволило предположить, что против них были применены мощные системы РЭБ. Кто располагает такими системами, догадаться нетрудно.

Атака с воздуха и с моря

Несмотря на противодействие с нашей стороны, американские беспилотники, судя по всему, успели провести доразведку целей и передать собранную информацию ВСУ. В полночь из окрестностей Херсона вылетели от двух до четырёх групп беспилотников китайского производства Mugin-5 PRO общим числом не менее 18 машин. Одна группа полетела через Каланчак к Армянску и мысу Тарханкут, вторая взяла курс на Чаплинку, Чонгар и Феодосию.

Над Чаплинкой шесть аппаратов были заглушены нашим РЭБ, по оставшимся отработали «Панцири-С1» 31-й дивизии ПВО. Судя по всему, враг намеревался атаковать нефтяные резервуары и, возможно, электростанцию в Феодосии. Однако на подходе к городу три беспилотника сбил ЗРК С-400, ещё четыре были расстреляны расчётами зенитных орудий ЗУ-23-2. Одному из дронов удалось долететь до окрестностей нефтебазы, но из-за действия РЭБ он не смог попасть по ёмкостям хранилища.

Около пяти часов утра атаку начали морские беспилотники. Министерство обороны России сообщило, что удар наносился по военно-морской базе Новороссийск.

«В ходе отражения атаки безэкипажные катера были визуально обнаружены и уничтожены огнём из штатного вооружения российских кораблей, осуществляющих охрану внешнего рейда военно-морской базы», – отчиталось военное ведомство.

Украинские пропагандисты сообщали о поражении нефтяного терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийском порту, но эта информация была быстро опровергнута администрацией порта.

Чем ответим?

Нарастающее давление беспилотников ставит очень сложную задачу перед нашим Черноморским флотом. Это связано, во-первых, с тем, что морские дроны – новая угроза, потенциал которой проявился лишь в прошлом году. Русский же флот готовился к выполнению задач другого рода, в частности – к уничтожению надводных кораблей противника и ракетным обстрелам вражеской территории с большого расстояния.

Поэтому пока у нас не так много средств для противодействия безэкипажным катерам: многим кораблям приходится отстреливаться о них из крупнокалиберных пулемётов, хотя в реалиях XXI века это очевидно архаичное решение.

Во-вторых, наш враг хитёр и изворотлив. В течение нескольких недель наша армия наносила удары по цехам и ангарам в Одесской и Николаевской областях. Ракеты и «Герани» систематически выжигали цеха по сборке украинских дронов и ангары, где те хранились. Однако в этот раз украинцы спустили их на воду в Дунае. Таким образом, они избежали наших профилактических ударов. В будущем, если мы попытаемся установить плотную морскую блокаду украинского побережья, Дунай даст ВСУ возможность выводить свои кораблики в румынские территориальные воды, а уже оттуда – вести в международные.

Пожалуй, единственной реально эффективной мерой из тех, что можно принять в ближайшее время, может стать налаживание постоянного воздушного наблюдения за акваторией вдоль наших берегов.

Украинские беспилотники идут к нашим портам около восьми часов, так что при обнаружении дрона времени на его уничтожение будет вагон и маленькая тележка. Если у флота не хватает беспилотников, патрулирование можно организовать даже с применением сельскохозяйственных Ан-2. Кукурузник может взять на борт нескольких наблюдателей, каждого из которых можно вооружить биноклем и тепловизором. Небольшая скорость биплана будет только в плюс.

Время создавать эшелонированную оборону

Военный эксперт, сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов полагает, что России необходимо заняться созданием эшелонированной системы обороны своего побережья. Она будет включать в себя сети, боновые заграждения и молы на подступах к самым важным портам.

«Давно уже нужно было не боновые заграждения ставить у Крымского моста, а насыпать мол. А проходы для судов уже закрывать сетью», – поделился он своим мнением.

Наш собеседник также отметил, что существенно повысить ситуационную осведомлённость могли бы привязные аэростаты с размещёнными на них радиолокаторами.

Но самой важной задачей Блытов считает захват украинских дронов, чтобы можно было ознакомиться с записями бортовых компьютеров и понять, откуда их запускают и какими маршрутами они выходят на цели. Однако сделать это можно будет только в случае, если нашим РЭБовцам удастся заглушить управляющий сигнал и не дать операторам беспилотников активировать систему самоликвидации.

В сухом остатке

В общем и целом не будет преувеличением сказать, что Украина в очередной раз нащупала болевую точку России и теперь изо всех сил бьет по ней. Выход нашей страны из зерновой сделки лишил Киев резонов вести себя прилично, а использование асимметричных методов борьбы дало украинцам временное преимущество.

Пока они атакуют портовую инфраструктуру, но не исключено, что в конце концов ударят и по гражданскому сухогрузу. Тем более что такие угрозы из Киева уже звучали. Последствия такого шага предсказать нетрудно: резкий скачок стоимости страховок для всех судов, направляющихся в наши черноморские порты, сокращение числа рейсов и экономический ущерб для южных регионов России. Совсем блокировать наши порты у них не получится, но затруднить судоходство и причинить убытки – вполне.

Впрочем, не надо забывать и об обратной стороне такого поведения. Всю весну ВСУ кошмарили Белгородскую и Курскую области, разрушили артиллерией город Шебекино и на этом фоне снимали задорные пропагандистские ролики. Прошло несколько месяцев; в приграничных областях создано и вооружается ополчение, русская армия смяла украинский «контрнаступ» и теперь сама активно наступает на линии Сватово – Кременная. На противоположном фланге в лесах Белоруссии обосновались «вагнера», а в воздухе витает предвкушение большой военной операции по созданию санитарного кордона.

Так же будет и в Чёрном море. Просто это более сложная задача, которую можно будет решить не раньше середины следующего года. Но украинцы – ребята упорные, они не угомонятся. А значит, санитарному кордону между ними и морским побережьем – быть.

Читайте также по теме "Хроники СВО"