Порт Измаила превращен в пепел, экипажи турецких, израильских, греческих зерновозов молят бога, чтобы уцелеть

На модерации Отложенный

© REUTERS

ДУНАЙ В ОГНЕ. РОССИЙСКИЕ «ГЕРАНИ» ДОКАЗАВЛИ ЗАПАДУ, ЧТО ПРОРЫВ НАШЕЙ БЛОКАДЫ В ЧЕРНОМ МОРЕ ТОРЖЕСТВОВАТЬ РАНО

Со всей очевидностью с минувшего понедельника противник с участием разведывательной авиации сил НАТО и некоторых судоходных компаний Запада начал важную и масштабную операцию в Черном море. Цель — практическая проверка решимости России, которая недавно официально вышла из так называемой зерновой сделки, воспретить экспорт иностранными морскими судами украинского продовольствия из дунайских портов.

Сначала, 30 июля, сразу три зарубежных сухогруза (израильский AMS1, греческий SAHIN 2 и турецко-грузинский Yilmaz Kaptan) с очень демонстративными целями направились к устью Дуная. Прямиком мимо российских патрульных кораблей «Сергей Котов» и «Василий Быков», занявших позицию в 340 километрах от Севастополя и в непосредственной близости от входа в пролив Босфор. Что они там делали?

Задача экипажей «Сергея Котова» и «Василия Быкова» явно следовала из заявления Министерства обороны РФ от 19 июля 2023 года. В котором с исчерпывающей ясностью было сказано, что все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, с полуночи 20 июля будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения. Кроме того, страны, под флагом которых будут проходить такие суда, будут считаться вовлеченными в украинский конфликт на стороне киевского режима.

За рубежом мгновенно поднялся страшный гвалт: «Россия обещает в международных водах артогнем и торпедами по-пиратски топить всех и каждого, кто решится нарушить этот ее запрет!». Чтобы попытаться снять возникшее политическое напряжение, замглавы МИД России Сергей Вершинин попытался умерить страсти. «Имеется в виду, что мы должны убедиться, что судно с чем-то плохим идет, это означает… запрос, осмотр при необходимости, чтобы убедиться, так это или не так», — сказал Вершинин.

Видимо, чтобы моряки «Сергея Котова» и «Василия Быкова» даже и не попытались высаживать досмотровые группы на израильский, греческий и турецко-грузинский сухогрузы, первыми проигнорировавших запрет Москвы, в ночь на 1 августа была предпринята безуспешная атака тремя безэкипажными ударными катерами ВМСУ наших патрульных кораблей прямо на их позиции. Нападение было отражено огнем крупнокалиберных пулеметов черноморцев. Все украинские дроны, по сообщению Минобороны РФ отправились ко дну.

Еще одним свидетельством, что перед нами именно боевая операция, тщательно спланированная в военных штабах, демонстративный прорыв морской блокады, а не простые коммерческие рейсы, стал тот факт, что во все дни, пока длилось это ожесточенное противостояние у Босфора, за указанным районом с воздуха беспрерывно наблюдала разведка НАТО. Как впоследствии сообщил американский журнал Forbes, сменяя одни другого, над районом постоянно барражировали самолет ВМС США Boeing P-8A Poseidon, самолет радиоэлектронной разведки и целеуказания Bombardier Challenger 650 ARTEMIS, беспилотник RQ-4B Global Hawk ВВС США с позывным FORTE12 и самолет дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3A Sentry («Часовой») с позывным NATO011.

В общем, все выглядело крайне серьезно. И Запад вместе с Киевом просто зашелся в восторге, когда 1 августа стало ясно, что по неизвестным причинам, а скорее всего — из-за отсутствия решительного приказа из Москвы, «Сергей Котов» и «Василий Быков» ограничились ролью сторонних наблюдателей.

«Насколько мне известно, пока все ограничилось предупреждениями по рации на очень плохом английском. И сообщениями о заминировании. И все поняли, что моряков хотят «взять на слабО», — злорадно случившееся из Киева прокомментировал Андрей Клименко, бежавший в 2014 году из Крыма главный редактор пробандеровского сайта BlackSeaNews, отслеживающий важнейшие события в бассейне Черного моря и окрестностях.

В общем, все три сухогруза целехонькими вошли в Дунай и встали под погрузку зерна в украинском порту Измаил. При этом туда тоже явно не случайно они добрались, как с удовольствием подчеркивает тот же Forbes, с включенными радиотранспондерами.

Таким образом «сделав свое местонахождение и курс видимыми для всех, кто имеет доступ к Интернету и веб-сайтам отслеживания кораблей».

Все, Россия снова опозорена перед всем миром новой пустотой своих суровых посулов идти до конца? Хотя бы в срыве перевозок украинского зерна?

Тому, кто так подумал, следовало, как оказалось, дождаться ночи на 2 августа. Когда экипажи столь отважно прорывавшихся в Измаил иностранных судов наверняка сильно пожалели, что вообще согласились пойти в этот наверняка кем-то щедро оплаченный рейс.

Их трюмы были уже полны украинским зерном, когда в наступившей темноте над Измаилом протяжно завыли сигналы воздушной тревоги. В течение трех часов город и порт яростно атаковали российские ударные беспилотники типа «Герань-2». Сильно ослабевшая в последний месяц-два повсюду на Украине, а особенно — на ее юге, система ПВО ничего не смогла с ними поделать. Жертвами «Гераней» на этот раз стала сгоревшая нефтебаза, разрушенное зернохранилище, элеватор, морской вокзал и административные здания. Кроме того, как стало известно к полудню среды, наши удары пришлись по базе ремонта катеров Вооруженных сил Украины, а также — расположению иностранных наемников и боевой техники в Измаиле.

За ужасным зрелищем охватившего город огненного хаоса с бортов своих судов оторопело наблюдали только что зашедшие в этот порт иностранные моряки. А на утро президент Украины Владимир Зеленский был вынужден признать материальный урон портовым сооружениям Измаила «очень значительным». И, пользуясь случаем, привычно стал умолять союзников немедленно начать укреплять противовоздушную оборону своей страны. Стращая мир грядущим голодом в случае, если этого не произойдет.

Таким образом, в среду Москва продемонстрировала всем, что не отказывается от намерений нанести решительный удар по украинской экономике. Которая, после фактической потери в ходе боевых действий своей знаменитой металлургии и шахт Донбасса, до половины валютных поступлений в последние годы получала именно от продажи за рубеж сельхозпродукции. Теперь, стало быть, перестанет получать. Или потоки «зернодолларов» в казну Киева критическим образом сократятся. Отсюда новые «воплі Відоплясова»: «А на які ж гроші вести бiй з клятыми москалями?».

Те, кто держал руку на пульсе продовольственного бизнеса, уже обливаются горючими слезами. На фоне подобных сообщений из зоны боев, с прошлой зимы стоимость зерна на мировых биржах уже подорожала более чем на неслыханные прежде 8%.

А все почему? Потому что за зерно с Украины приходится переплачивать все больше и больше. Ибо с конца февраля размеры страховых взносов для владельцев судов, используемых в Черном море, выросли с 0,25% до 5% от стоимости судна.

«В связи с новыми рисками страховщики уже требуют переоформлять все фрахты и повышают ставки страхования судов на 15−20%. Такие прецеденты есть, в частности, по страховой компании Lloyd», — поясняет Вячеслав Коновалов, аналитик зарубежной компании «Европатруль», которая занимается исследованиями транспортных рынков.

Но вот что особенно важно: на Украине с этим бизнесом сегодня все обстоит прямо противоположным образом. Там — наоборот, падают закупочные цены на зерно. Скажем, при себестоимости пшеницы в 175−200 долларов (или по 6800 — 7,200 гривен) за тонну, некоторые украинские элеваторы начали принимать ее чуть более, чем по сотне «зеленых» (по 4000 — 4200 гривен). Что грозит фермерам неизбежным и скорым разорением.

Все потому, что многие полагают, что даже при далеко не самом лучшем урожае 2023 года зерно в этой стране девать будет просто некуда. Россия вывезти, как бы Запад не тужился, не позволит. А сами оставшиеся еще на «неньке» громадяне столько не слопают. Да и покупать им пышные украинские булки и караваи «нема за що».

Так что рано радовались те, кто полагал, что русские патрульные корабли «Сергей Котов» и «Василий Быков» у Босфора только демонстрируют фактическое бессилие России. Нет, они пока просто предупреждают наших врагов.

Читайте также по теме "Хроники СВО"