(no subject)

На модерации Отложенный

Мне очень нравится фильм Питера Уира «Шоу Трумена» с Джимом Керри в главной роли.
Там герой, тридцать лет живущий в маленьком городке, не знает, что про него снимают сериал, и все, что с ним происходит в жизни, видят тысячи людей в ежедневном телевизионном шоу. Его друзья, жена, соседи – это персонажи, роли которых играют актеры, жители городка – это массовка. Когда он начинает догадываться, что происходит, то пытается вырваться оттуда. После многочисленных неудачных попыток, ему удается перехитрить режиссера и съемочную группу и убежать. Он в лодке под парусом плывет по морю, сражаясь со страшной бурей и грозой, которые устраивает, чтобы заставить его вернуться, режиссер, и вот доплывает до той черты, где небо сливается с водой… И лодка натыкается на стену, на которой изображены облака. Это декорация. Он видит лестницу, поднимается по ступенькам, открывает дверь и выходит в настоящий мир… И на этом фильм кончается.



Люди собираются у экранов или в театральных залах, чтобы увидеть жизнь других людей, происходящую, может быть, в других странах, и, может быть, в другие времена. А кроме персонажей, которые проживают на наших глазах какую-то не нашу жизнь, мы можем увидеть еще и артистов, которые снимались в этих фильмах когда-то, может быть, давно, даже в конце девятнадцатого века. То есть мы видим реальных людей, которые жили, и которых уже нет. И получается, что в мою жизнь, в мою историю, в мой «спектакль» входят еще какие-то другие жизни. И нам хочется на это смотреть.
Почему мы получаем удовольствие, когда смотрим фильм или спектакль? Почему это так важно для нас? И нам с каждым годом все доступнее любое зрелище. Сейчас в каждом доме есть не один телевизор и компьютер. Если раньше надо было выйти из дома, куда-то пойти, поехать, чтобы вместе с другими людьми посмотреть фильм или спектакль, то сейчас, в собственном доме ты оказываешься соединенным со всем миром.

Нам как будто дают возможность взглянуть на себя со стороны. Может быть, мы начнем догадываться, что наша собственная жизнь это тоже такое кино или спектакль. Мы можем попробовать увидеть свою жизнь, как чужую. Мало кто думает об этом. Люди, приходя в театр, просто хотят что-то увидеть, что-то почувствовать, от чего-то разволноваться и, может быть, подумать о жизни в более высоком смысле.
Но что за высокий смысл содержит в себе искусство? Возможно, это попытка человека увидеть тему своего собственного «спектакля». У нашей жизни ведь тоже есть тема, как есть она у театрального спектакля или фильма. Про что написал этот «драматург», чью пьесу мы играем тысячи лет? Что-то нам хотят рассказать, что-то мы должны понять, что-то нам хотят передать. Мы рождаемся, играем свой «спектакль», потом снимаем костюм (умираем), снова рождаемся, надеваем костюм другого героя и играем какую-то другую историю. А может, это все тот же спектакль? Что за этим стоит, за пределами этих частных случаев, ситуаций, событий?..
Мне кажется, искусство должно показать целостность мира. Михаил Чехов в своей книге писал, что у него был момент, когда он потерял чувство целого в своей игре. И это настолько важно – иметь это чувство! Тогда актеру, играющему множество самых разных ситуаций, мизансцен, состояний удается сложить все это в одно, самое важное и все объясняющее слово. Так и всю нашу жизнь можно собрать в одно слово. Вот это слово нам нужно сейчас найти, поймать. Что такое целое есть в истории человечества? И сейчас, мне кажется, наступает время, когда мы начинаем улавливать отзвуки этого единого слова.