В Госдуме чуют запах большой войны Призывной возраст расширен, территориальная оборона поручена Росгвардии

На модерации Отложенный сво, законы, призывной возраст, воинская обязанность, мобилизация, территориальная оборона, росгвардия Курский губернатор Роман Старовойт уже успел создать у себя народную дружину. Фото со страницы Романа Старовойта в «ВКонтакте»

Председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов, завершая 25 июля дискуссию по принятым в этот день решениям о 12-летнем призывном возрасте и наказаниях для уклонистов, о людском резерве для мобилизации и системе подготовки к ней, рекомендовал прекратить споры по таким чувствительным законам. Он призвал всех понять, что они написаны «под большую войну, под общую мобилизацию». «И сейчас этой самой большой войной уже попахивает», – заявил Картаполов. Одновременно депутаты одобрили окончательный формат для территориальной обороны в тех регионах, на которые укажет президент. Вместо «народного ополчения» под началом и контролем Росгвардии будут действовать военные унитарные предприятия, создаваемые при губернаторах.

    По итогам заседания Госдумы реальной новацией можно признать только поправку о неких специализированных государственных унитарных предприятиях (ГУП), которые можно создавать при губернаторах в тех регионах, которым это разрешит президент РФ. Делать это необходимо «в целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период мобилизации, в период военного положения, в военное время». Четко записано, что базовое финансирование таких спецГУПов берет на себя федеральный бюджет, но субъекты РФ могут тоже их поддерживать.

    Порядок и безопасность эти структуры должны будут поддерживать в том числе и на госгранице, а также станут привлекаться армией и спецслужбами к «борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями». Однако обеспечить вооружением такие ГУПы, а правильнее сказать, ГОПы – государственные охранные предприятия – поручено Росгвардии. Правда, из закона выходит, что больше, чем ручное стрелковое оружие, эти «гопники» не получат. Из того же текста следует, что скорее всего появятся они максимально быстро в регионах, приближенных к Украине, впрочем, в Москве такой ГОП сразу разрешен отдельной нормой закона. Сотрудники предприятий будут принимать некую присягу, обучаться боевым навыкам. А глава комитета ГД по обороне на вопрос, что это такое, кратко пояснил: «Это то, о чем мы давно говорили, – народное ополчение. Как они будут действовать, что они будут собой представлять – такую форму мы предлагаем».

    Все принятые депутатами изменения по воинской обязанности и военной службе будут введены в действие оперативно. Кроме решения о повышении верхнего возраста для призывников с 27 до 30 лет при сохранении нижнего предела в 18 лет. Поскольку данная норма заработает с 1 января 2024-го, со стороны главного думского генерала прозвучало публичное обещание, вроде бы согласованное с Минобороны, о том, что в этом году новые возраста под призыв не подпадут. Все такие военнообязанные должны быть переведены в запас.

    При этом Картаполов демонстративно не заметил вопроса от депутата из КПРФ Нины Останиной на тот счет, почему же вдруг был изменен прежний подход. Напомним, что тот заключался в поэтапном подъеме вверх обоих возрастных пределов, чтобы через несколько лет призывной отрезок сохранил длину в девять лет, но начинался уже с 21 года. Правда, в СМИ уже публиковались слова Картаполова о том, что, дескать, военное ведомство просто вынуждено подстраиваться под неважную демографическую ситуацию.       

 155-3-3480.jpg   
        Глава комитета Госдумы по обороне Андрей
        Картаполов разъяснил депутатам
        военно-политическую ситуацию.  Кадр
из видеотрансляции на сайте www.duma.gov.ru    

 Между тем за пару дней до заседания Госдумы, 25 июля, как известно, возникло что-то наподобие внутрипарламентского кризиса.

Когда выяснилось, что думцы вдруг решили установить диапазон призыва с 18 до 30 лет, глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев выразил недоумение. Мол, с верхней палатой такая поправка не обсуждалась. Но вообще дело даже не в этом, а в том, что 21 год и 30 лет назвал сам министр обороны Сергей Шойгу на коллегии ведомства с участием президента России Владимира Путина. А ведь он именно этот расклад одобрил, согласившись и с тем, заметил Бондарев, что если кто хочет, то может идти в армию с 18 лет после одобрения на медкомиссии. Аккуратно напомнил сенатор и об обязательной поэтапности повышения возраста. Но вот о том, что из Госдумы ждут закона только в вышеизложенном варианте, он заявил уже недвусмысленно.

    И его моментально поддержал другой сенатор – глава комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. Более того, тот прямо сказал, что депутаты должны послушаться «Героя России сенатора Бондарева». В тот момент как бы возникла перспектива вето со стороны верхней палаты, но впечатление об этом продержалось ровно до заявлений председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. По ее словам, именно расширение призывного возраста и будет поддержано.

    Поэтому-то когда коллеги по Госдуме попросили Картаполова разъяснить коллизию, он лишь коротко ответил: «Насколько я знаю, они изменили свое мнение и готовы поддержать законопроект». Сами же эти «мятежные сенаторы» предпочли ситуацию в принципе не комментировать. Возможно, конечно, они копят силы и аргументы для споров на заседании СФ 28 июля, но скорее всего просто получили сверху соответствующие команды отступить.

    Видимо, дело и в том, что во вторник в Госдуме прошел настоящий армейский день. Кроме расширения призывного возраста был еще и утвержден законопроект о штрафах за различные нарушения правил воинского учета. В СМИ уже писали, что отдельные суммы были немного снижены, хотя по-прежнему измеряются в десятках тысяч рублей. Но объяснение такому как бы щадящему подходу следует искать не в депутатских душах, а в еще одном законе, который также поменял сравнительно недавно вроде бы окончательно принятые решения. Речь, напомним, идет о создании цифровых реестров повесток и предписаний, а также установлении ряда ограничений для всех категорий уклонистов от армии. Так вот, из второго текста и понятно, что снижение штрафов компенсируется невозможностью их избежать. В частности, все-таки введено правило, что нарушение отсчитывается прямо с момента появления повестки или вызова в военкомат в электронных базах. Их, правда, пока нет – и точных сроков их появления даже не сообщается. Но это и неважно, ведь в законе категорически указано, что это не повод для уклонения, наказывать будут все равно.

    Отдельные депутаты остро отреагировали именно на данный закон, стали вспоминать об обещаниях профильного думского комитета установить отсрочки для многодетных отцов или, наоборот, единственных сыновей одинокого родителя. Однако все подобные поправки были там отклонены. В результате Картаполов не выдержал и все коллегам объяснил: «Поправки в законы о мобилизационной подготовке и мобилизации очень чувствительны. Чувствительны они тем, что этот закон написан под большую войну, под общую мобилизацию. И сейчас этой самой большой войной-то уже попахивает. А мы все продолжаем искать, кого же нам оттуда убрать, кого же защитить. Да некого будет потом защищать, поймите это!»