Афины - Иерусалим

Потепление отношений между Израилем и Грецией является позитивным явлением, которое надо продолжать и развивать.

 

Афины и Иерусалим – старые культурные соперники.
Если древние греки считали природу по своей сути совершенством, воспевали тело и исповедовали политеизм, то евреи думали о
tikkun olam (исправлении мира), подчеркивали превосходство духа над материей и придерживались строгого единобожия.

Даже после создания современного Государства Израиль, отношения между греками и евреями Сиона были натянутыми. В 50-е годы «политика периферии» Бен Гуриона имела целью «протянуть руку и установить альянсы с неарабскими и немусульманскими государствами, включая Иран, Турцию, сирийских друзов, иракских курдов, христиан и анимистов Южного Ливана и маронитов Ливана». Греки были пропущены.

Греция была единственной европейской демократией, которая голосовала вместе с арабами в1947 против Резолюции ООН по разделу Палестины, которая поддерживала установление еврейского государства одновременно с палестинским.

Отношения оставались холодными даже после свержения военной хунты нацистского коллаборациониста Георгиу Пападопулоса в 1974 и оставались таковыми в последующие десятилетия. Вскоре после избрания Андреаса Папандреу в 1981, отца нынешнего греческого ПМ Георгиу Папандреу, культивировались тесные связи с ООП Ясира Арафата как часть всеобъемлющей политики «Триокомикос» (переводится как «Треьемиризм», что ли).

Папаша Папандреу считал, что пропалестиская политика приведет к арабским инвестициям, укрепит нефтяные интересы и усилит греческое единение с мусульманами против светской Турции. Постепенное потепление отношений с Израилем началось с 1990 при ПМ Константине Мицотакисе и его правительстве «Новая демократии», которое покончило с длившимися десятилетиями напряженными отношениями с США и, как следствие – с Израилем. В том же году Греция стала последним членом ЕС, установившим полные дипломатические отношения с еврейским государством.

В последние годы наблюдается резкий скачок в развитии связей между Грецией и Израилем.  Через месяц после избрания Папандреу ПМ, Греция воздержалась от голосования по докладу Голдстоуна в 2009, что вообще было невообразимо ранее.

Папандреу посетил Израиль в июле 2010. Это был первый визит греческого ПМ со времен Мицотакиса.

Ровно через 3 недели Беньямин Нетаньягу провел несколько дней в круизе по греческим островам вместе с Папандреу. Было очевидно, что между двумя ПМ установилась особая связь, тем более, что оба они превосходно говорят на американском английском (Папандреу родился в штате Миннесота).

С тех пор было много визитов на высшем уровне.

Израильские военно-воздушные силы проводили совместные маневры, и Израиль предложил грекам военную помощь со щедрым финансированием. В феврале в Афинах прошла встреча Председателей американских еврейских организаций, и в Греции начался туристический бум.

Совсем недавно Афины активно вмешались,  предотвратив выступления антиизраильских активистов в их попытках отплыть из греческих портов для прорыва блокады хамасовской Газы, включая насильственную остановку американского корабля «Дерзость Надежды» и ареста нескольких активистов.

Иногда синдром «враг моего врага – мой друг» помогает потеплению отношений. Даже до скандала с Мави Мармара, Турция публично выражала поддержку Хамасу, антисемитской террористической организации, зацикленной на уничтожении Израиля, установила близкие отношения с Сирией и Ираном, что поставило Анкару в прямой конфликт с Иерусалимом, открыв двери для установления отношений между Израилем и Грецией, которая была в конфликте с турками с момента обретения своей независимости от Оттоманской Турции в начале 19-го века.

Финансовый кризис в Греции – еще один фактор. Несмотря на финансовую поддержку со стороны ЕС и некоторое преувеличение влияния мирового еврейства, греки надеются, что улучшение отношений с Израилем и американским еврейским сообществом послужит их экономическим интересам.

Еврейская диаспора рассматривается греками как невероятно влиятельная в области международных финансов и как потенциальные инвесторы в их фондовую экономику. Перспективы превращения Израиля в крупного экспортера природного газа в ближайшие десятилетия в результате открытий            нефтегазовых месторождений на побережье, является еще одним притяжением для Греции.

Потепление отношений между Израилем и Грецией не является заменой огромному влиянию Турции на стабильность в регионе. И, тем не менее, это позитивный процесс, который должен продолжаться и развиваться. Президент Греции Каролос Папулиас совершил двухдневный визит в Израиль, и это - еще один позитивный знак того, что историческое напряжение между Иерусалимом и Афинами преодолено, и это взаимовыгодно.