За репрессии евреев в польской деревне обвинили гитлеровцев, но спустя 60 лет открылась страшная правда:«Это сделали не немцы!»
На модерации
Отложенный
Едвабне, что по-русски значит – Шёлковое – это маленький городок в 150 км от Варшавы, который до войны был населён преимущественно евреями (до 70% населения). В сентябре 1939-го немцы на короткое время оккупировали Едвабне, но потом передали эти земли СССР. Посёлок вошёл в состав Советской Белоруссии.
Важно учесть, что этнические поляки, за исключением небольшой группы коммунистов, восприняли включение своих населённых пунктов в состав СССР с недовольством.
Другое дело – еврейское население. Оно, наоборот, радушно встретило Красную Армию, а потом и помогало в утверждении новых советских порядков на присоединённых землях.
Уже на второй день Великой Отечественной войны (23 июня 1941 года) немцы оккупировали г. Едвабне и окрестные земли. А 25 июня 1941 года произошли события, которые стали прелюдией к массовому убийству евреев в Едвабне.
Тогда жертвами так называемого «народного гнева» стали люди, которые сотрудничали с советской властью – три еврея, три поляка и две женщины-еврейки (вместе с маленькими детьми!!!) – жёны местных коммунистов, находящихся в отъезде.
Т.е., сначала в Едвабне убивали как евреев, так и поляков, обвинённых в сотрудничестве с советской властью. А 10 июля 1941 года волна безумного насилия обрушилась на всю еврейскую общину.
Утром этого дня в посёлок приехали двое вооружённых немцев-гестаповцев – причём на такси. Они провели совещание с новыми городскими властями.
Поляки выступили с инициативой – всех евреев Едвабне следует ликвидировать. Немцы предложили сначала разобраться, кто чем ценен, и оставить в живых те еврейские семьи, главы которых обладают выдающимися профессиональными достоинствами. Однако плотник Бронислав Шлешиньский запротестовал: дескать, хватает и польских ремесленников. Гестаповцы более возражать не стали.
По свидетельствам выживших евреев Едвабне, группа местных поляков-заводил, вооружённых топорами и утыканными гвоздями дубинками, принялась активно выгонять евреев из домов и сгонять их на рыночную площадь.
Там уже собралась толпа зевак – польских крестьян из всех соседних деревень. Они явно рассчитывали увидеть расправу, так как уже было известно, что три дня назад евреев уничтожили в близлежащем Радзилуве (и часть спасшихся нашла приют в Едвабне).
Группа еврейских детей с учителями. Едвабне, довоенное фото. Фото в свободном доступе.
После долгого глумления толпа расправилась над беззащитными жителями. Другую толпу евреев, которых согнали на площади, стали загонять в амбар уже упомянутого Бронислава Шлешинського, который согласился принести свой сарай в жертву ради такого всенародного мероприятия. Естественно, многие евреи бежали.
Однако посёлок окружили добровольцы, которые отлавливали беглецов, и гнали обратно. А кто сопротивлялся – кончали на месте. Сохранились многочисленные, не подлежащие сомнению свидетельства из разных источников, Вы можете найти их в интернете, здесь я выкладывать такое не буду.
Другие добровольцы прочёсывали дома еврейских семей, вытаскивая оттуда старых, слабых, больных, детей, или просто спрятавшихся. Всех их увлечённо вели к амбару Шлешинського.
Позже лавочник дал показания, что он отпустил бензин новым главам посёлка «на муниципальные нужды». «Еврейский вопрос» был «окончательно решён» в рамках отдельно взятого польского посёлка, где до того дня числилось более 1600 евреев.
Немцы (вооружённые) присутствовали при этой безумной акции, однако не принимали в ней никакого участия и не руководили ею.
Однако фотографировали и даже снимали кое-что на киноплёнку. Все свидетели сходятся в том, что немцы не отдавали никаких приказаний полякам, и не совершили ни одного убийства.
Но после того, как всё было кончено, они повысили голос, жёстко потребовав, чтобы все жертвы погрома были немедленно захоронены: стоит июльская жара, есть угроза эпидемии.
Израильская делегация на мемориале в Едвабне. Фото в свободном доступе.
После войны, в 1948-1949-м, в 1953-м и в 1967-1974 гг. погром в Едвабне был подробно расследован в ПНР.
Результаты не обнародовались. Официально считалось, что массовое убийство совершили немцы-гестаповцы, вместе с группой своих прихвостней из местных поляков (22 погромщика осудили в ПНР: одного – расстреляли, 21 – надолго посадили). Погибшими в Едвабне были объявлены 1600 евреев. Эта цифра была и на памятнике в посёлке, и во всех книгах о Холокосте.
Что вскрылось через 60 лет?
В начале 2000-х было ещё одно расследование. Дело в том, что президент Квасьневский публично попросил у евреев прощения от имени польского народа. А большинство поляков сочли эти извинения неуместными, мотивируя своё недовольство тем, что евреи, проживавшие на занятых CCCР территориях Польши, рьяно сотрудничали с Советами и помогали высылать поляков в Сибирь.
Поэтому в нашу эпоху в официальной оценке Польшей погрома в Едвабне преобладает такая неоднозначная точка зрения:
«Когда осенью 1939 года на земли Восточной Польши вступила Красная Армия – евреи встречали большевиков цветами и коммунистическими лозунгами. Евреи сразу же стали сотрудничать с органами НКВД, участвовали в арестах поляков и их депортациях в Сибирь и Казахстан. Евреи стали играть ведущую роль в органах местного управления»
(Цитата из авторитетной в Польше газеты «Rzeczpospolita»).
Дабы разобраться с этим вопросом, было возбуждено новое расследование, в рамках которого была проведена эксгумация останков жертв погрома (несмотря на возражения еврейских общин).
Мемориал на месте братской могилы жертв погрома периодически разрисовывают вандалы. Пишут: «Не извиняемся за Едвабне!», рисуют на обелиске свастики и руны СС.
Эксгумация показала, что жертв было 300, а не 1600. Т.е., большинство евреев Едвабне сумели убежать из посёлка и спастись от массового избиения. Многие из них потом дали показания следователям ПНР.
Табличку на мемориале, гласившую «В память 1600 евреев, убитых нацистами», заменили на иную: «Памяти убитых и сожжённых евреев».
Виновными объявили немцев:
«Убийства были инспирированы немцами, а сам факт присутствия немецких солдат на месте следует считать равнозначным данному ими согласию на убийство». Такая формулировка.
Призывы иерусалимского института Yad Vashem «официально признать граждан Польши прямыми виновниками гибели еврейских жителей местечка Едвабне» польские власти подвергли критике, отклонили и объявили неуместными (как и прежние преждевременные извинения президента Квасьневского). Но современной Польше не выгодно вспоминать эти события.
Так в этой жуткой истории была поставлена точка.
А как вы думаете, почему до сих пор официально не признали настоящих виновников?
Комментарии
Татьяна Вольтская
Ах, скажите, скажите скорее,
Где, поляки, ваши евреи?
Где торгуют они, где бреют,
Лечат, учат, флиртуют, стареют,
Проезжают в автомобиле?
Почему вы их всех убили?
Ах, скажите, скажите скорее,
Где, литовцы, ваши евреи?
Где такие ж, как вы, крестьяне —
Те, кого вы толкали к яме,
А кто прятался на сеновале —
Тех лопатами добивали.
Между сосен, янтарных кочек
Не положите им цветочек?
Ах, скажите, скажите скорее,
Где, французы, ваши евреи? —
Адвокаты, врачи, кокетки,
Дети с вашей лестничной клетки,
Те, которых вы увозили
Ранним утром — не в магазины —
К черным трубам, стоявшим дыбом,
Чтоб соседи взлетели — дымом.
См. дальше
Ах, скажите, скажите скорее,
Где, голландцы, ваши евреи? —
Часовщик, поправляющий время,
И кондитер, испачканный в креме,
Где рембрандтовские менялы?
На кого вы их променяли?
Почему вы их выдавали?
Почему вы их убивали?
Ах, скажите, скажите скорее,
Где, британцы, ваши евреи,
Те, кому вы не отперли двери?
Пепел их — на земле, в траве и
В вашем сердце, что всех правее.
Ах, беспечные европейцы,
Эти желтые звезды, пейсы,
Полосатых призраков стаи
В вашем зеркале не растаяли.
По ночам в еврейском квартале
Ветерок шелестит картавый.
Как вам дышится? Как вам спится?
Не тошнит ли вашу волчицу
С бронзовеющими сосцами?
Подсказать? Или лучше сами?
Вот оно отличие советской власти и немецкой.
"Немцы (вооружённые) присутствовали при этой безумной акции, однако не принимали в ней никакого участия и не руководили ею. Однако фотографировали и даже снимали кое-что на киноплёнку. "
Советская власть депортировала крымских татар, чтобы "безумная акция" была невозможна даже принципиально.