О закрытии Англо-американской школы в Москве

На модерации Отложенный

Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ в связи с заявлением пресс-секретаря Госдепартамента США М.Миллера о ситуации вокруг Англо-американской школы (ААШ) в Москве.

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать сообщение главы пресс-службы внешнеполитического ведомства США о якобы вынужденном закрытии Англо-американской школы из-за давления российских властей?

Ответ: Вопрос о статусе Англо-американской школы (ААШ) имеет давнюю историю. Речь идет не об обычном учебном заведении при Посольстве, где обучаются исключительно дети сотрудников, а о том, что с начала 1990-х гг. Вашингтон явочным порядком пытался распространить дипломатический статус на по сути коммерческую образовательную структуру под вывеской ААШ, куда, в отличие от функционировавшей с 1949 г. школы американской дипмиссии, принимались за плату дети российских граждан и экспатов, а также дипломатов из третьих стран.

В результате ААШ функционировала в правовом вакууме, игнорируя требования российской стороны, которая воздерживалась от резких шагов, легализовать учебное заведение либо как обычную посольскую школу, исключив коммерческую составляющую и обучение российских детей, либо в качестве автономной некоммерческой организации (АНО), которая оказывает образовательные услуги в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

Когда американцы сделали выбор в пользу АНО, чтобы узаконить платное обучение и возможность набирать учеников независимо от наличия у родителей дипломатического статуса, российская сторона пошла навстречу в решении организационных вопросов, включая визовое оформление для преподавательского состава.

Однако после перезапуска ААШ в новом статусе в мае 2021 г. руководство школы и ее кураторы в лице посольств США, Великобритании и Канады продолжали настаивать на «уникальном характере» учебного заведения, оправдывая этим несоблюдение требований российского законодательства, прежде всего, в части лицензирования образовательной деятельности.

Более того, в процессе обучения использовались американские учебные программы, в том числе пропагандирующие нетрадиционные ценности, которые намеренно навязывались несовершеннолетним российским гражданам в нарушение наших законов. При этом ААШ предпочла не приводить педагогический процесс в соответствие с предъявляемыми требованиями, а вслед за приостановкой Тушинским районным судом в марте текущего года функционирования школы на 90 дней для устранения правонарушений попросту объявила о ее закрытии.

В свете изложенного очевидно, что Госдепартамент явно искажает факты, обвиняя российские власти в создании препятствий для получения детьми «превосходного» и «полноценного», в американском понимании, образования. Признание ААШ в ее нынешнем виде «иностранным агентом», что особенно выпячивается за океаном, лишь отражает действительное положение дел, вытекающее из ее регистрации в качестве «автономной некоммерческой организации», но вовсе не влечет за собой никакого запрета. Дело в другом – в нежелании следовать российским законам, лишающим Вашингтон инструментов воздействия на подрастающее поколение в России с целью привить ложные ценности и ориентиры.