США на пороге «грандиозного шухера»

На модерации Отложенный

Почему мир находится на грани Великого беспорядка

Автор – Рэй Далио

Я – глобальный макроинвестор, который делает ставки на то, что произойдёт, более 50 лет. За долгое время я пережил всевозможные события и циклы в самых разных местах, что привело меня к изучению того, как эти события и циклы работают. В процессе я узнал, что мне нужно изучать историю, чтобы понять, что происходит и что, вероятно, произойдёт.

В начале своей карьеры, несмотря на пару болезненных ошибок, я понял, что самые большие вещи, которые меня удивили, произошли потому, что они никогда не происходили в моей жизни, но случались много раз в истории. Впервые это произошло 15 августа 1971 года, когда я работал клерком на Нью-Йоркской фондовой бирже, и США нарушили своё долговое обязательство позволять людям обменивать свои бумажные доллары на золото. Я думал, что это большой кризис, который приведёт к падению цен на акции, но они сильно выросли. Я не понимал почему, потому что я никогда раньше не сталкивался с большой девальвацией валюты. Когда я оглянулся назад в историю, я увидел, что точно то же самое произошло 5 марта 1933 года, когда Рузвельт нарушил обещание США позволять людям обменивать свои бумажные деньги на золото, и акции тоже выросли. Это привело меня к изучению и выяснению причины – а именно, что деньги могут быть созданы, и когда они созданы, их стоимость падает, что приводит к росту цен на вещи. Этот опыт побудил меня изучать подъёмы и спады рынков, экономик и стран, чем я и занимаюсь с тех пор. Например, изучение того, как долговой пузырь 1920-х годов превратился в финансовый крах 1929-33 годов, привело меня к тому, что я предвидел финансовый кризис 2008 года и извлёк из него выгоду. Так я узнал, что крайне важно смотреть в долгосрочную перспективу и понимать механику, лежащую в основе того, почему история повторяется.

Несколько лет назад я стал свидетелем трёх важных событий, которые имеют аналогии не при моей жизни, а в период 1930-45 годов. Это:

  1. Самые большие суммы долга, самые быстрые темпы роста долга и самые большие объёмы печатания денег центральным банком и покупки долговых обязательств с 1930-45 годов.
  2. Наибольший разрыв в богатстве, доходах, ценностях и наибольшее количество популизма с периода 1930-45 годов.
  3. Величайший международный конфликт великих держав, наиболее важный между США и Китаем, с 1930-45 годов.

Наблюдение за этими трёмя важными событиями, которые никогда не происходили в таких масштабах за всю мою жизнь, привело меня к изучению подъёмов и падений рынков, экономик и стран за последние 500 лет, а также подъёмов и падений китайских династий за последние 2100 лет.

Это исследование показало мне, что эти три большие силы – то есть долг / деньги, внутренний конфликт и внешний конфликт – проявлялись в больших циклах, которые усиливали друг друга, образуя то, что я называю Большим циклом. Эти циклы были обусловлены логическими причинно-следственными связями. Самое главное, это изучение последних 500 лет истории научило меня тому, что:

  1. Ранее описанные финансовые условия неоднократно оказывались ведущими индикаторами крупных финансовых кризисов, которые приводили к большим сдвигам в финансовом порядке.
  2. Ранее описанные уровни политических и социальных разрывов неоднократно оказывались ведущими индикаторами крупных конфликтов внутри стран, которые приводили к большим изменениям во внутренних порядках.
  3. Описанные ранее конфликты великих держав неоднократно оказывались ведущими индикаторами международных конфликтов, которые приводили к большим изменениям в мировом порядке.

Другими словами, история показывает, что болезненные сейсмические сдвиги, являющиеся частью Большого цикла, происходят, когда одновременно наблюдаются:

1) Накопление слишком большого долга, что приводит к лопанию долговых пузырей и экономическим спадам, которые заставляют центральные банки печатать много денег и покупать долги,

2) Крупные конфликты внутри стран из-за большого богатства и ценностей, конфликты, усугубляемые плохими экономическими условиями,

3) Крупные международные конфликты из-за роста мировых держав, бросающих вызов существующим мировым державам во время экономических и внутриполитических кризисов.

Выполняя это исследование, я также увидел две другие крупные силы, которые оказали большое влияние на эффекты. Зто:

4) Стихийные бедствия (засухи, наводнения, пандемии), включая изменение климата.

5) Образование, ведущее к изобретению технологий, которые обычно приводили к эволюционному росту производительности и уровня жизни – например, Первая и Вторая промышленные революции и революция в области вычислительной техники / искусственного интеллекта.

Я называю это Пятью большими силами. Я видел, как они влияют друг на друга и меняются логическими путями, чтобы вызвать Большой цикл, который приводит к большим изменениям в мировом порядке. Я пришел к осознанию того, что если понимать и следовать каждой из этих сил и тому, как они взаимодействуют, можно понять почти всё, что меняет мировой порядок. Это то, что я пытаюсь сделать.

Я дам вам краткое изложение того, что я узнал из своего исследования, но если вы хотите больше узнать о том, как и почему все меняется, вы можете ознакомиться с этим в моей книге Принципы работы с меняющимся мировым порядком.

Паразиты довели США до очередного «грандиозного шухера»

Где мы находимся и что, вероятно, ждет нас впереди

1. Финансовая / экономическая сила

В США мы сейчас находимся в средней части того, что я называю краткосрочным долговым циклом, а также известным как деловой цикл. Эти краткосрочные долговые циклы длились в среднем 7 лет, плюс-минус около 3 лет. С момента установления нового денежно-кредитного мирового порядка в 1945 году их было 12 1/2. Итак, мы сейчас находимся примерно на полпути к 13-му циклу, в точке, когда центральный банк ужесточает денежную политику для борьбы с инфляцией, то есть как раз перед долговым и экономическим спадом, который, вероятно, наступит в течение следующих 18 месяцев.

Мы также находимся в поздней и опасной части долгосрочного долгового цикла, потому что уровни долговых активов и обязательств стали настолько высокими, что трудно предоставить кредиторам достаточно высокую процентную ставку относительно инфляции, достаточную для того, чтобы они захотели держать этот долг в качестве актива, не повышая процентные ставки настолько, чтобы это неприемлемо повредило заёмщику-должнику. Из-за неустойчивого роста долга мы, вероятно, приближаемся к важному переломному моменту, который изменит финансовый порядок.

Иными словами, мне кажется вероятным, что мы приближаемся к реструктуризации долга / финансов / экономики, которая приведет к большим изменениям в финансовом порядке.

Более конкретно. мне кажется вероятным, что из-за большого дефицита Казначейству США придется продать много долговых обязательств, и, похоже, на них не будет адекватного спроса. Если это произойдёт, это приведёт либо к гораздо более высоким процентным ставкам, либо к тому, что ФРС напечатает много денег и скупит облигации, что обесценит деньги. По этим причинам долговые / финансовые условия могут ухудшиться, возможно, очень значительно, в течение следующих 18 месяцев.

2. Сила внутреннего порядка

В нескольких странах, прежде всего в США, мы наблюдаем растущий процент населения, являющегося популистскими экстремистами (около 20-25%% правых являются крайними, а около 10-15%% – левыми), и сокращение процента населения, являющегося умеренными двухпартийными. Хотя умеренные двухпартийные по-прежнему составляют большинство, они составляют уменьшающийся процент населения и у них гораздо меньше желания сражаться и побеждать любой ценой. Изучая историю, я видел, что растущий популизм обеих сторон и обострение конфликта неоднократно происходили, когда существовали большие разрывы в благосостоянии и ценностях одновременно с плохими экономическими условиями. В такие времена значительный процент населения выбирал популистских политических лидеров, которые клялись бороться и побеждать за них, а не идти на компромисс. В своей книге я описал состояние, в котором сейчас находятся США, как стадию 5 (“Когда возникают плохие финансовые условия и интенсивный конфликт”) “цикла внутреннего порядка”, который наступает как раз перед своего рода гражданской войной и изменениями во внутреннем порядке. Именно это сейчас и происходит.

Заглядывая вперёд, можно сказать, что следующие 18 месяцев будут наиболее напряжённым периодом больших выборов, которые приведут к гораздо большему политическому конфликту, который, вероятно, ещё больше увеличит разрыв между левыми и правыми. За тридцать три места в Сенате, президентство и контроль над Палатой представителей будут бороться несколько кандидатов-популистов, и, вероятно, экономические условия будут плохими, так что борьба будет жестокой и станет настоящим испытанием на следование правилам и компромиссы, которые необходимы для того, чтобы демократия работала. Вы можете видеть движение к победе любой ценой, в то время как уважение к правовой и политической системам снижается. Вы можете видеть, как эта динамика разыгрывается даже сейчас, в таких вещах, как Дональд Трамп и его последователи, находящиеся в состоянии войны с системой правосудия, или, как он и его последователи сказали бы, война системы против него. Какой бы точки зрения вы ни придерживались, ясно, что в течение следующих 18 месяцев мы вступаем в своего рода гражданскую войну. Для меня самая важная война – между двухпартийными умеренными и популистскими крайностями, однако двухпартийные умеренные по большей части тихо держатся в стороне от этой борьбы. Единственное, о чём демократы и республиканцы могут договориться, с чем согласно и большинство американцев – это быть антикитайцами, что приводит меня к моей следующей большой силе.

3. Международная сила мирового порядка

Конфликт между США и Китаем, вероятно, усилится, поскольку внутриполитическая напряжённость, вероятно, приведёт к усилению агрессивности по отношению к Китаю. Это потому, что в США почти все настроены антикитайски, и те, кто баллотируется в президенты, захотят превзойти друг друга в риторике по Китаю в год выборов. Китай и США уже опасно близки к какой-либо форме войны, будь то полномасштабная экономическая или, что ещё хуже, военная. В следующем году также состоятся важные выборы на Тайване, которые уже являются горячей точкой на американо-китайских выборах, и поддерживаемое США стремление к независимости Тайваня – это то, за чём следует внимательно следить, взвешивая потенциал ещё более открытого американо-китайского конфликта. Есть несколько вопросов – Тайвань, чипы, отношения с Россией, санкции на инвестиции, – из-за которых ведутся споры, и обе стороны готовятся к войне. Я не хочу сказать, что мы обречены на войну, но я имею в виду, что шансы на какую-либо форму крупного конфликта опасно высоки.

4. Стихийные явления

Конечно, природные явления сложнее точно предсказать, но они, похоже, становятся всё опаснее и, вероятно, будут более дорогостоящими и разрушительными в течение следующих пяти-десяти лет из-за изменения климата. Кроме того, в течение следующего года мир вступает в фазу Эль-Ниньо в климатическом цикле.

5. Технология

Чего мы можем ожидать от технологий / человеческой изобретательности ? Как и стихийные бедствия, трудно точно сказать, хотя не должно быть сомнений в том, что генеративный ИИ и другие технологические достижения потенциально могут привести как к значительному росту производительности, так и к массовым разрушениям, в зависимости от того, как они используются. Единственное, в чём мы можем быть уверены, так это в том, что эти изменения будут в значительной степени разрушительными.

Я не в состоянии предсказать, как именно будут развиваться события, но у меня нет сомнений в том, что те, кто предполагает, что всё будет происходить упорядоченным образом, к которому мы привыкли за последние несколько десятилетий, будут шокированы и, вероятно, ранены грядущими изменениями.

Всё зависит от того, насколько хорошо будут организованы эти изменения. Если наши лидеры смогут подняться над своими склонностями к борьбе и вместо этого сосредоточиться на сотрудничестве, мы, безусловно, сможем пережить эти непростые времена и создать лучший мир для большинства людей. Предположительно, такой исход наилучший для всех, поэтому мы должны быть решительно против гражданских беспорядков и войн между нациями, держа это в глубине души, поэтому мы стремимся к совместному принятию решений. Например, теперь, когда соглашение о потолке долга вступило в силу, было бы здорово увидеть, как демократы и республиканцы взаимно договорятся о создании двухпартийной группы очень квалифицированных людей для разработки практического, долгосрочного двухпартийного плана. Несколько лет назад я написал статью “Почему и как капитализм нуждается в реформировании?” которая всё ещё актуальна сегодня, если вам интересно. Сказав это, вероятно, нереалистично верить, что мы можем существенно изменить ход событий, поэтому для большинства людей важнее всего представить себе худшее. Если вы сделаете это, вы будете готовы к этому и, вероятно, всё будет в порядке.

В заключение я должен сказать, что самое важное, чему я научился за 50 лет работы глобальным макроинвестором, – это тому, что я могу ошибаться. По этой причине, хотя я предлагаю вам обдумать то, чем я делюсь, я также предлагаю вам оценить это самостоятельно.