Казахстан предлагает России катастрофу? Ради соседей отдать своё

На модерации Отложенный

Реки Сибири должны служить Казахстану... А ещё другим странам Центральной Азии. В противном случае, решить водный кризис не получится, считает казахстанский депутат Серик Егизбаев. Более глобальный проект предлагает президент Казахстана Токаев. Но есть ли в инициативах интерес России или речь идёт о добровольном согласии на экологическую катастрофу?

Депутат казахстанского парламента Серик Егизбаев полагает, что сибирские реки могли бы питать как Казахстан, так и другие государства Центральной Азии. Для этого нужно всего-навсего попросить Россию о помощи и перебросить часть стока наших рек. Другими словами, повернуть реки... вспять.

Что предлагается 

В связи с этим Егизбаев выработал план действий, впрочем, пока весьма зыбкий. Для начала следует создать межправительственную комиссию по водному вопросу "Казахстан - Россия". Затем речь пойдёт о выработке конкретных шагов. Сейчас же депутат настаивает, что реализация его проекта принесёт очень много пользы. Впрочем, польза эта ждёт скорее страны Центральной Азии. Например, по словам Егизбаева, благодаря проекту в Центральной Азии появятся 10 тыс. новых рабочих мест.

Надо сказать, что сама по себе идея не самая оригинальная даже в условиях новейшей истории наших государств. Например, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ранее предлагал создать Международный водно-энергетический консорциум. Инициативу поддержал ЕАБР - есть готовность инвестировать около $1,2 млрд.

А ещё похожий проект был утверждён в 1976 году на съезде КПСС. Но после 1991 года этот проект был остановлен. Беспокойство казахстанских соседей понятно. На территории высыхающего Аральского моря, мелеющих Амударьи, Сырдарьи и других каналов проживают около 80% населения стран Центральной Азии, или около 60 млн человек. Более того, по данным ООН, к 2050 году дефицит питьевой воды может затронуть более 5 млрд человек. Однако! Реализация предложений Казахстана приведёт к тяжелейшим последствиям. 

Историческая ретроспектива? Скажем проще: политическое дежавю

Как подчеркнул в комментарии для Царьграда политолог Андрей Перла, поворот сибирских рек - давняя идея, с которой носились буквально весь XX век:

В 70-е годы она обрела очертания реального проекта, в 1986 году, после знаменитого в то время "письма академиков", власти СССР отказались от продолжения работы. Это было одно из первых больших достижений "перестройки" - по требованию интеллигенции СССР отказался от своих планов. Тогда в наш язык вошло словосочетание "экологическая катастрофа". Думаю, вполне можно сказать, что с этого решения, точнее, с борьбы против поворота сибирских рек началась цепочка политических решений, которая привела к независимости Казахстана и других бывших республик СССР.

Что до реакции России, то тут ответ эксперта был однозначным:

Сегодняшнее возвращение в Казахстане к теме нужно воспринимать как политическое дежавю. Но реакция на предложение может быть только одна: вода - это ценнейший и очень дорогой ресурс. Россия ни в коем случае не должна этот ресурс разбазаривать. Не должна отдавать даром. Не должна менять природу своих богатейших территорий, то есть Сибири.

Слово - учёным. Проще говоря: если согласимся, катастрофа обеспечена

Ниже просто выжимка с оценками экологов, ранее изучавших проект перенаправления рек Сибири для нужд Центральной Азии.

По мнению специально изучавших этот проект экологов Алексея Яблокова, директора ИВЭП СО РАН Юрия Винокурова и других, осуществление проекта вызовет следующие неблагоприятные последствия:

  • затопление сельскохозяйственных и лесных угодий водохранилищами;
  • подъём грунтовых вод на всём протяжении канала с подтоплением близлежащих населённых пунктов и автотрасс;
  • гибель ценных пород рыбы в бассейне реки Оби, что приведёт, в частности, к нарушению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов сибирского Севера;
  • непредсказуемое изменение режима вечной мерзлоты;
  • повышение солёности вод Северного Ледовитого океана;
  • изменения климата, изменение ледового покрова в Обской губе и Карском море;
  • формирование на территории Казахстана и Средней Азии вдоль трассы канала массивов болот и солончаков;
  • нарушение видового состава флоры и фауны на территориях, по которым должен пройти канал.

Что ж… Зато соседи из стран Центральной Азии будут довольны. А России это точно надо?