Этот предатель нанёс самый большой урон советской авиации

На модерации Отложенный

Порой не армия врага, а предатели наносят стране наибольший ущерб. Так было с сотрудником секретного советского НИИ Адольфом Толкачевым, который сам вышел на ЦРУ. 

По разным подсчетам урон советской авиации от его предательства составил 10 миллиардов долларов. Как его удалось поймать и какое наказание он получил?

Бегал по Москве за американцами.

В 2016 году в свет вышла книга лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Хоффмана «Шпион на миллиард долларов» о работе на американские спецслужбы Адольфа Толкачева. 

Автор неспроста так «дорого» оценивает предателя. Он обходился американцам недешево, но еще больший урон нанес Советскому Союзу.

Адольф Толкачев вырос в Москве, закончил Харьковский политех и с 1954 года работал в секретном НИИ «Фазотрон». Институт занимался разработкой радаров и оборудования для военных самолетов.

Инженер получал хорошую по меркам тогдашнего Союза зарплату (350 рублей) и жил в сталинской высотке на площади Восстания.

Что же побудило человека престижной профессии пойти на сделку с дьяволом? Во-первых, замешаны личные мотивы. 

Жена Адольфа выросла в детдоме: её мать в 1937 году расстреляли после встречи с отцом-бизнесменом из Дании, а папа жены получил 10 лет заключения. Во-вторых, повлияли на Толкачева труды советских диссидентов.

А. Толкачев (1927-1986).

Родину он предавал цинично, расчетливо и дорого. С сентября 1978 года Толкачев следил за дипломатическими машинами в Москве и подбрасывал в их салон записки. 

Дела у ЦРУ складывались скверно: работала контрразведка, шпионов было мало. Записки Толкачева воспринимали как наивную провокацию КГБ.

Но со временем научный сотрудник стал добавлять в записки секретную информацию, чем предметно заинтересовал американцев. 

В ЦРУ решили рискнуть и отправили резидента на встречу с Толкачевым 1 января 1979 года. С того дня он официально считался американским «кротом» в секретном советском НИИ.

Агенту «Сфера» американцы пообещали «щедрое» вознаграждение — тысячу рублей в месяц. На что Толкачев заявил, что только за переданную информацию должен получить 50 тысяч рублей.

За 7 лет сотрудничества оперативники встречались со «Сферой» 21 раз и всякий раз передавали Толкачеву буквально чемоданы денег.

Простой советский инженер с 2 миллионами долларов.

Однажды Адольф услышал по радио о летчике-перебежчике Беленко, которому на Западе пообещали крупную сумму денег. Этого же «Сфера» затребовал у ЦРУ.

За первый период работы Толкачев получил 300 тысяч долларов, а за каждый последующий год в иностранном банке начислялось еще 200 тысяч. За 7 лет набежало два миллиона долларов.

На первый взгляд, мотив Толкачева понятен — заработать на предательстве и отчалить в закат. Но невыездному инженеру было трудно бежать заграницу и добраться хоть до цента со своего американского счета. 

Инженер не тратил и свои рублевые сбережения (около 800 тысяч), чтобы не вызывать подозрений. Квартира, машина, дача — ничего необычного.

Деньги для «Сферы» были инструментом самоутверждения. Толкачев считал себя талантливым, но недооцененным специалистом. 

И все-таки ему было чем утешить свое самолюбие.

За секретные чертежи ЦРУ доставали Толкачеву чехословацкие ластики, импортные фломастеры и кассеты с рок-н-роллом.

Толкачев за «работой». Картина из штаб-квартиры ЦРУ.


Толкачев, не вызывавший подозрений у коллег, имел пропуск с высочайшим уровнем доступа к секретной информации. Он просто брал документы из библиотеки НИИ, выносил их домой и там же фотографировал. Иногда он делал это прямо на рабочем месте рано утром, когда коллеги еще не пришли.

На каждой встрече со связным Адольф передавал связному по 100-150 фотопленок с документами. ЦРУ получили 54 совершенно секретных разработки.

Американцам стало известно о новейших электронных системах управления МиГ-29, МиГ-31 и Су-27, а также о проектах 5 ракет класса «воздух-воздух» и зенитно-ракетном комплексе С-300.

Иногда Толкачеву даже удавалось вынести детали разрабатываемых проектов. Урон, нанесенный предателем, трудно оценить. Часто встречается вероятная оценка в 10 миллиардов долларов ущерба советскому ВПК.

Помогли «американские Толкачевы».

Даже в самой безупречной системе с тщательным контролем могут появиться предатели. Что уж говорить о США, где в 1984 году ЦРУ буквально толкнули своего оперативника в руки КГБ.

 У готовившегося к командировке в СССР Эдварда Ли Ховарда вскрылись проблемы с алкоголем. Сотрудника уволили, и он решил отомстить.

Ховард связался с КГБ и выдал информацию о наличии «крота» в советских НИИ. Этого было достаточно, чтобы начать массовую проверку. 

Информацию подтвердил «коллега» Толкачева Олдрич Эймс — завербованный Лубянкой начальник контрразведывательного управления Советского отдела ЦРУ.

В 1984 году Эймс подтвердил, что именно Адольф Толкачев из НИИ «Фазотрон» — тот самый агент «Сфера». 

Несколько месяцев через Толкачева гнали дезинформацию о разработке в СССР самолета-невидимки. 

По одной из версий, именно после этого в США вложились в производство F-117, миф о невидимости которого был разбился на сербской земле.

Так ловили шпиона.

58-летнего Толкачева арестовали на дороге 9 июня 1985 года. Пока Адольф шел к машине ГАИ с документами, его приняла группа «Альфа». Важно было взять предателя живым.

В последние месяцы Адольф осторожничал. Опасаясь ареста в кабинете начальства, Толкачев клал под язык специально заготовленную капсулу с ядом.

На допросах инженер вскоре сознался в совершенных преступлениях, но просил сохранить ему жизнь. 

На дворе был 1986 год, всякое безобразие творилось во времена горбачевской Перестройки, но Толкачев получил свое заслуженное наказание. 

24 сентября 1986 года его расстреляли. Президент Рейган пытался обменять шпиона, но было поздно.

Существует информация, что после расстрела Толкачева его жена Наталья обращалась в американское посольство с просьбой получить средства со счета агента ЦРУ. 

В посольстве отмахнулись: «Извините, мы не можем всем помочь». Нечасто истории омерзительнейших предателей заканчиваются так справедливо.