А квадриллион-то дутый: что означает рекордная выручка российского бизнеса
На модерации
Отложенный
Екатерина Максимова
По данным ФНС выручка компаний России по итогам 2022 года оказалась и рекордной, и гигантской. Она впервые превысила квадриллион рублей (почти 1, 3 квадриллиона), что почти в два раза больше выручки 2021 года (655 трлн рублей).
При этом издание РБК уточняет, что при двукратном росте выручки прибыль компаний увеличилась незначительно — с 29,4 трлн рублей в 2021 году до 31,1 трлн рублей (+5,9%). А при средней годовой инфляции (на уровне 13,8%) в реальном выражении прибыль фактически снизилась.
Изнанку фантастической суммы с 15 нулями объяснил профессор, экономист Игорь Липсиц. Главный фактор рекордной выручки — экспортные доходы. Весь прошлый год, когда санкции против России вводились медленно и постепенно, цены на экспортные товары из РФ резко выросли.
«И в Россию пришел огромный поток доходов, что как раз и отразилось в этой цифре. Это те самые сверхдоходы, с которых сейчас правительство пытается снять налог с российских компаний», — уточняет Липсиц.
Но рост прибыли в 2022 году сопровождался ростом издержек. И по данным Росстата, сальдированный результат (из прибыли всех прибыльных компаний вычитается сумма убытков убыточных компаний) упал почти на 13% к 2021 году.
«То есть выручка гигантская, а общая масса прибыли, сгенерированная производственным сектором, упала в 12,6%. Более того, выросло число убыточных предприятий. В России теперь 26% убыточных структур, то есть почти треть российских компаний — убыточны», — продолжает Липсиц.
Что из этого следует?
Если растут издержки, а прибыль уже не та, то бизнес, во-первых, не имеет возможности развиваться. Во-вторых, нужно искать пути сокращения этих самых издержек.
Самое простое — повысить цены. Но цены компании повысить не могут, потому что бизнес-структуры зачастую связаны условиями госконтрактов, а население не богатеет (устойчивого роста доходов населения в стране не наблюдается уже долгое время, фактически, начиная с 2014 года). Боится разгона инфляции, что неминуемо при повышении цен, и Центробанк России.
«Что в такой ситуации должен делать бизнес? Сначала увольнять людей, а потом, может, закрывать и бизнес», — добавляет профессор Игорь Липсиц.
Оборонка всех прокормит?
Помимо прошлогоднего ажиотажного роста экспортных доходов (поток которых на фоне заработавших санкций начал резко сокращаться уже с 2023 года) на плаву экономику России держал и оборонный комплекс (производство продукции, связанное с ОПК, выросло почти на 30%).
Но, как неоднократно объясняли в интервью «Новым Известиям» экономисты, прокормить страну оборонным комплексом невозможно.
Потому что нормальная экономика производит товар с целью продать его на рынке и получить прибыль. Прибыль обеспечивает рост — из нее платятся налоги и формируются инвестиции для дальнейшего развития. Но когда государство вынуждено массово производить оружие, которое ни на каком рынке не продается, то о «нормальной» экономике говорить не приходится: расходы на военное производство растут, а доходы обнуляются.
«Мы это уже проходили в СССР, когда поднимали оборонные отрасли. Но чтобы поднять оборонку, деньги на нее у кого-то нужно отнять. Тогда их отнимали у населения. И в итоге разрушили экономику СССР. Очень долго нельзя развивать ОПК — он берет деньги у бюджета. А где бюджет берет деньги — через налоги. А у кого государство их возьмет? Госбюджет уже начал сжиматься. Остается девальвация рубля и раскручивание инфляции. Только девальвация приведет к удорожанию товаров, а инфляция „съест“ все доходы», — резюмировал Игорь Липсиц.
Экономический географ Наталья Зубаревич уже отметила изменения в двух драйверных для страны секторах — добывающая промышленность (основа экспорта) и обрабатывающая промышленность (в том числе и ОПК).
Так, в январе–апреле 2023 года динамика добывающей промышленности ухудшилась (–2%). В обрабатывающей промышленности тенденция иная. Она с января по апрель 2023 года выросла на 3%.
«Опережающий рост регионов с большой долей предприятий ВПК начался с осени 2022 года, а в 2023-м стал еще более заметным. Сюда относится треть областей Центра (Тульская, Рязанская, Ярославская, Тверская и др. — рост на 9–19%), Удмуртия (21%), Пензенская (15%), Свердловская и Челябинская (10%), Омская (9%) области. Рост обрабатывающих отраслей сохранился и в регионах с высокой долей пищевой промышленности (Краснодарский край — почти на 13%)», — уточняет Наталья Зубаревич.
Куда сложнее приходится регионам, где доминируют отрасли, затронутые санкциями — лесопереработка, черная металлургия, производство минеральных удобрений, автомобильная промышленность.
Публицист Анатолий Несмиян в своем тг-канале отреагировал на новость про российский квадриллион так: «Идет безудержное заливание экономики деньгами из ранее накопленных и еще оставшихся по заначкам резервов. Ни к какому подъему экономики это никакого отношения не имеет. Китай примерно так же рос на десятки процентов после 2008 года, столь же безостановочно вбрасывая в экономику сумасшедшие деньги. Но есть и отличие. Китайцы вбрасывали свои вливания в производящую экономику и строительство реального сектора экономики. Российские резервы тратятся строго на текущее потребление — проще говоря, на военные упражнения. Китайцы остались с чудовищными долгами, но с мощной производящей экономикой».
И по итогам текущего года, не сомневаются экономисты, никаких квадриллионов уже не будет.
Комментарии