Реплика о СМЕРШЕ 2.0
На модерации
Отложенный
Стыдно, что так затянул с ответом на вопрос уважаемого Читателя «anton k.», с очень правильным пинком посылом: «пора уже налить наперсток и разобрать историю такого явления, как СМЕРШ – народ просветить не только кинокартинами, а и фактами с хорошим разбором».
Согласен, поскольку фактов вредительства, саботажа, прямых диверсий набралось (даже в открытых источниках) столько – пора что-то с этим безобразием делать.
Как на переднем крае Спецоперации, так и в самом глубоком тылу.
Реалии
СМЕРШ (Смерть Шпионам) по сути является военной контрразведкой, никуда не девшейся со времён товарища Сталина, называется сегодня структура 3-й Департамент ФСБ (в/ч 70850, Большая Лубянка 12).
Без всякого стеснения обозначены методы работы, где главной является агентурная, особенно на «объектах контрразведывательного обеспечения».
Где обязательно присутствует «резидент» (прикомандированный к воинской части офицер или внедрённый сотрудник), контролирующий завербованных «агентов» и «доверительные контакты», ценных полу-агентов по простоте душевной или идейных людей.
Создана изначально такая структура 12 мая 1918-го года по решению Высшего Военного Совета «О создании отделений по борьбе со шпионством при всех штабах Красной армии», через два месяца формируется подотдел при Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
После нескольких аппаратных интриг, «разделение труда» и дублирующие функции сводят в единый управленческий контрразведывательный контур по решению бюро ЦК РКП (б), появляется Особый отдел ВЧК при Совнаркоме.
После гражданской войны создаётся Секретно-оперативное Управление (СОУ) из двух независимых отделов: Контрразведывательного (отвечал за общую контрразведку и борьбу с контрреволюционным подпольем) и Особого ( тот же самый функционал, но исключительно в армии и на флоте).
В 1934-ом Особый отдел входит в состав Главного управления Госбезопасности (ГУГБ) НКВД СССР под названием «пятый отдел», после упразднения ГУГБ – становится Вторым Управлением Особых Отделов НКВД СССР, позже - Четвёртым Особым Отделом со всеми обязанностями военной контрразведки, конкурируя с такой же армейской структурой.
Так вот, Главное Управление контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата обороны СССР создаётся 19 апреля 1943 года Постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) СССР после решения о реорганизации Управления Особых отделов НКВД.
Статус руководителя СМЕРШ повышается до должности заместителя наркома обороны (т.е., товарища Сталина) и подчиняется только ему. Начальник «СМЕРШа» Виктор Абакумов настоял на узкой специализации новой организации, независимых «СМЕРШей» было три: Наркомата обороны (подчинялся только Сталину), Наркомата ВМФ (подчинялся наркому флота адмиралу Кузнецову) и Наркомата внутренних дел.
Виктор Семёнович Абакумов
В 1946 году СМЕРШ входит в состав Министерства Государственной Безопасности (3-е Главное управление), потом - в КГБ СССР, в 1982 году получает статус Главного управления, руководит Особыми Отделами военных округов.
А после развала СССР переходит в состав ФСБ, получив от новоизбранного президента Путина в 2000-ом широкие полномочия военной контрразведки, офицеры спецслужбы (особисты) появляются вновь в воинских частях для борьбы:
«с незаконными военными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти».
К чему весь этот аппаратно-административный экскурс? Да к тому, что СМЕРШ был особым инструментом Государственного Комитета Обороны прямого подчинения Самому, имел особый правовой статус в юридических рамках «военного положения», в составе НКВД три года своего существования не числился.
Сегодня его функционал «размазан» между военной контрразведкой МО, ФСБ, МВД, прокуратурой, Росгвардией, прочими следственными органами. Чтобы создать СМЕРШ-2 … нужна Ставка Верховного Главнокомандования, ГКО и особый правовой статус такой организации, действующей по принципу единоначалия (подчинения Верховному) в особом правовом режиме.
История
А ещё нужна катастрофическая ситуация в тылу воюющей Армии, именно для того СМЕРШ и создавался. Первые два года Великой Отечественной показали, что Абвер Третьего Рейха почти во всех компонентах переигрывает наши структуры обеспечения безопасности войск.
По тылам бродили сотни диверсионно-разведывательных групп, подполье и партизанское движение на оккупированных территориях «сыпалось» с пугающей частотой, а немецкие школы подготовки выпускали тысячи «солдат невидимого фронта» и конвейерным методом забрасывали их за линию фронта. Боролись с ними? Конечно. Эффективно? Не очень.
Именно поэтому товарищ Сталин ужесточает конкуренцию между 4-м управлением НКВД, разведкой наркомата Обороны, Первым Главным управлением контрразведки созданием узкоспециализированного СМЕРША, не отменяя работу и ответственность вышеназванных структур.
Новая организация прицельно наводилась на выявление и уничтожение диверсантов, шпионов, «сеток» Абвера, Имперской службой безопасности РСХА. Там не было случайных людей, СМЕРШ был очень компактным «мозговым центром», нагружавшим аналитические и оперативные мощности Главного управление контрразведки.
Даже героика художественной литературы и кинематографа об этом говорят: культовый фильм «Летом 44-го» вспоминаем, как малая группа контрразведчиков СМЕРШа стоит целой крупной войсковой операции.
(иллюстрация из открытых источников)
Чтобы окончательно понять суть этой легендарной организации, нужно знать историю. Когда стало понятно, что тылы наших войск стали проходным двором для глубинной разведки немцев, диверсантов и агентов Третьего Рейха, нарком безопасности Меркулов собрал всех руководителей особых отделов фронтового и армейского подчинения, сообщил: нужна специальная спецслужба для пресечения безобразия. Сходу предложил дать ей название.
Подавляющим большинством было выбрано «Смерть немецким шпионам» (СМЕРНЕШ), на что товарищ Сталин скептически скривился и Меркулова поправил вопросом: «С нами разве только немцы воюют? С нами половина Европы воюет, уберите «немецким».
Так название определило функционал, важно правильно формулировать смыслы. Именно поэтому СМЕРШ с первых дней своего существования стал раскидывать свои сети настолько далеко, что даже добирался до агентуры «союзников».
Первым успешным мероприятием СМЕРШа стал период подготовки к Курской битве, часть планов, сроков и замыслов операции «Цитадель» была вскрыта именно «смершевцами».
Так же была сорвана масштабная совместная операция Абвера и СД, собиравшихся в период весны-лета 1943-го совершить самую большую единовременную заброску в глубокий советских тыл выпускников более двух сотен разведшкол Третьего Рейха.
По этому плану Калмыкия, Башкирия, Северный Кавказ, южный Казахстан, Крым, прочие национальные анклавы СССР должны заполыхать если не гражданской войной, так диверсионно-партизанской.
Другой эпизод работы СМЕРШа на перед Курской битвой вызывает по сей день истерические обмороки наше «неполживой» либеральной прослойки общества, в начале июня 1943-го смершевцы проводят несколько ложных массовых сдач в плен.
Задача была поставленная жестокая, циничная, но призванная лишить Абвер притока вербовочного материала из перебежчиков, трусов, дезертиров (читай – будущей агентуры, хорошо осведомленной о положении дел в СССР).
(иллюстрация из открытых источников)
Оперативники создавали группы до взвода численностью, выбирали места линии фронта с репродукторами, по которым немецкие разведчики сообщали красноармейцам: «накормим, напоим, спать мягко постелем и шнапсу выдадим с куревом».
Ночью начиналась «сдача в плен», заканчивавшаяся в немецких окопах тотальной резнёй, взорванными блиндажами, расстрелянными немецкими солдатами.
Вермахт по «солдатскому телеграфу» был немедленно оповещён о «подлости русских», до самого 1945-го любая сдача больше двух-трёх красноармейцев обычно заканчивалась пулемётными очередями на поражение.
А свои репродукторы пропаганды немцы деликатно спроваживали в тыл, либо устраивали «случайный обстрел».
Более трёх тысяч агентов СМЕРШ к концу 1943-го года начали централизованно работать против центров подготовки шпионов, диверсантов, в частях коллаборантов.
Как на территории Германии и всех её союзников, так и на оккупированных территориях.
Не менее пятисот операций было сорвано только в стадии подготовки, а забрасываемые диверсанты пачками попадали в руки наших спецслужб.
Кто-то уничтожался, но большинство перевербовывалось и вовлекалось в «радиоигры», скармливая своему начальству тщательно подготовленную дезинформацию и полуправду.
Всего было проведено около двухсот «радиоигр», некоторые имели стратегическое значение, доступ к военным секретам СССР и Красной Армии был пресечён.
Полтысячи кадровых агентов Абвера попали в хорошо расставленные сети, по одиночке и группами забрасывались в наш тыл для «усиления разведывательных сетей», чтобы быть взятыми тепленькими прямо в зоне высадки, либо после контактов со своими ценным агентам.
диверсанты полка Брандербург-800 (иллюстрация из открытых источников)
За три года СМЕРШ задержал, уничтожил, перевербовал или выявил около 35-ти тысяч предателей, шпионов и диверсантов противника.
Работа была не только кабинетной и организационный, шесть тысяч оперативников погибли в прямых стычках в тылах наших фронтов и на передовой.
После Победы на сотрудников СМЕРШа свалилась работа по фильтрации возвращающихся домой советских граждан и военнопленных Красной Армии.
Не буду подробно останавливаться на утверждении фальсификаторов истории, что «несчастные пленные из нацистского концлагеря автоматически отправлялись в кровавый сталинский ГУЛАГ».
Брехня, для начала СМЕРШ «профильтровал» высший комсостав, 36 пленённых немцами генералов РККА были отправлены в Москву, где и прошли комплексную проверку.
Товарищ Сталин лично вынес по каждой персоналии решение: 25 человек было оправдано, с них сняли все обвинения, 11 - преданы суду по железобетонным фактам сотрудничества с нацистами. Всего через «фильтр СМЕРШа» прошло около 60-ти тысяч человек по графе «подозрительные», как солдаты и командиры Красной Армии, так насильно угнанные на работы в Третий Рейх. «Кровавый результат» … таков: менее четырёх сотен из этой массы были арестованы, но не расстреляны, как любят нам рассказать. А отправились к следователям на более глубокое дознание.
Хотим повторить?
Оставлю пока за рамками данной статьи, как СМЕРШ наметил контуры системной борьбы с нацистским (а потом англо-американским) подпольем в Прибалтике и на Западной Украине, тема зело объёмная.
Вернёмся в наши дни, чтобы подумать над реальной проблемой вражеской агентуры. Как освобождённых территорий бывшей УССР, так и в самых глубоких тылах «коренной» России. Сразу сообщу личную позицию – двумя руками «за» воссоздание СМЕРШа 2.0. Но с парой оговорок.
Это должна быть реальная боевая, а не бумажно-бюрократическая машина прямого подчинения Верховному, Ставке Верховного или ГКО.
Со своим штатом, организационной структурой, особым правовым режимом функционирования государства.
По другому не получится. СМЕРШ 2.0 должен иметь полномочия, прописанные в законодательстве.
Хотим избавиться от бича СВО, корректировщиков и наводчиков, диверсантов и прочей нечисти, целенаправленно (или прикинувшись химочкой) сливающей информацию нашим противникам?
Тогда будьте готовы к рутинным «мероприятиям» СМЕРШа: отселением целых районов, сёл и даже городов в зоне боевых действий, введения чрезвычайного режима, отключением всех средств коммуникации, обязательному «фильтрованию», пропускной системе, обыскам и тд.
(иллюстрация из открытых источников)
Придётся серьезно пересмотреть своё место в социальных сетях, привычке распространять информацию, попадающую под категорию уголовно наказуемой в военное время.
А любителям что-нибудь секретное пофоткать и выложить в Сеть (перемещения войск, их места расположения, лица военнослужащих, результаты артиллерийских обстрелов, места падения БпЛА и тд.) – придётся по всем правилам присесть на табурет перед следователем. Распространителям панических слухов – тоже.
СМЕРШ работает только в экстремальных условиях, жёстко идеологизирован, не понимает оттенков белого и чёрного, решает простую задачу – Армии ничего не должно угрожать, ни вражеские прямые диверсии, ни внутренняя агентура.
Справляется с подобными задачами ФСБ, прочие профильные ведомства и правоохранители? В рамках своих полномочий и штатов – да, но есть лакуны и «серые зоны», куда им не добраться по причине кадрового голода, стремительно расширяющихся событий на линии фронта, прифронтовых районах.
И чем дольше будет длиться конфликт со всеми странами НАТО, их сателлитами – тем они будут расширяться. А когда с нашим «братским народом» не существует физиологических, культурных, языковых отличий … из его среды с каждым днём будет вербоваться всё больше агентуры.
Как и среди наших граждан. Линия фронта внутри России, позади линии группировок СВО с каждым новым днём будет только укрепляться вражескими разведчиками, агентурой, диверсантами и террористами.
СМЕРШ работал в понятной и прозрачной модели «войны», со своей «клиентелой» обращался по законам военного времени, что такое гражданское законодательство – не ведал.
Имел широчайшие полномочия на основе особой правовой базы, располагал тысячами идейных исполнителей, для которых было всего одна модель существования – раскрыть, найти, предотвратить и обезвредить любой ценой. Чаще всего ограничивая многие права граждан и военнослужащих.
(иллюстрация из открытых источников)
Поправить Уголовный Кодекс для начала будет полезным, чтобы СМЕРШ 2.0 или ФСБ получили такие права и обязанности, новые механизмы и методы дознания/следствия.
И ещё нюанс – где найти кадры, специально подготовленных людей, готовых распорядиться «особыми полномочиями» без вреда обществу, коррупции, конфликта интересов и прочих дурно пахнущих изъянов нашего капиталистического бытия.
СМЕРШ 2.0 должна стать принципиально новой структурой, аналогов которой пока не просматривается в существующей реальности нашего государства. А подготовить для неё кадры – это пять лет максимум, три – минимум.
С жесточайшим фильтром кадров. Контр-диверсионная и контрразведывательная деятельность на уровне «оперативников» подразумевает глубокие академические знания, не счесть специальных курсов.
Всё у нас есть, многие ведомства готовят таких специалистов, даже СОБРы способны вести как розыскные мероприятия, так и проводить блестящие силовые контр-диверсионные акции.
Вопрос в другом – а хватает ли личного состава. С началом СВО … не хватает, фронт работы видоизменился, стал небывало широким. Поэтому, прежде чем возрождать СМЕРШ (а он нужен был уже после 2014-го) необходимо посчитать ресурсы для усиления уже существующих структур, нацеленных на вражескую агентуру и диверсантов.
Выводы
Не спорю, что лично нахожусь под эмоциональным очарованием СМЕРШа, как самой эффективной спецслужбы всех времён и народов. Но холодный разум отсекает героику (большей частью художественных произведений и причёсанных мемуаров) и пропаганду данного вынужденного явления суровых лет войны, когда на кону стояло само существование СССР. СМЕРШ … всего лишь военная контрразведка, обычная институция, которой в 1943-м дали дополнительные и временные чрезвычайные полномочия.
В рамках той системы, где был Государственный Комитет Обороны, максимальная централизация военной и гражданской власти, Ставка Верховного. А вся страна являлась фронтом.
К счастью ли, к будущему лиху … но мы живем в рамках конституционного строя Российской Федерации, суть демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления. Где источником власти задекларирован весь народ, он же является носителем суверенитета.
А «ловлей шпионов и диверсантов» заняты вполне известные силовые структуры. Оценивать их эффективность будет всё тот же избранный Президент. Посчитавший излишним создавать СМЕРШ 2.0 во времена кровавого террора начала «нулевых», вообще-то.
(иллюстрация из открытых источников)
Но вот усилить существовавшие силовые структуры и дать ФСБ ряд широких полномочий (в жёстком правовом поле) у Гаранта сил и политической воли хватило, как и увеличить финансирование, штаты профильных отделов антитеррора.
Уверен, если угроза диверсий со стороны наймитов НАТО станет реальной, а действующие структуры перестанут справляться – будет ещё одно усиление контуров безопасности, вполне может быть, начиная с пограничных регионов.
Под названием «особый контрразведывательный режим». Не случайно в Белгородскую область введён полк «Ахмат-Запад», вот вам готовый элемент СМЕРШа, силовой. Но в рамках действующего законодательство он не отличается от своих смежников, оперативников ФСБ, их силовых подразделений.
Не справятся вместе, задействовав силы Министерства Обороны и МВД … тогда и встанет вопрос об изменении правового поля деятельности, не ранее. Начнётся поиск кадров с боевым и оперативно-розыскным опытом, чисто механически СМЕРШ не создать. Это сложная структура с абсолютными (!) правовыми полномочиями, особым режимом деятельности. И многим это не понравится, имхо.
Комментарии