Приходилось ли вам когда-то задумываться над тем, как ничтожны проблемы одного человека по сравнению с мировыми проблемами? Задумывались ли вы, летя на самолете и, видя огромное количество машин, каждая и из которых спешит куда-то, как ничтожен человек? Не казалось ли вам, что шумный город больше похож на муравейник, чем на город существ полных достоинства и важности?
В этой статье мы попробуем кратко освятить библейское учение о человеке.
Во-первых, мы обратим внимание на кажущуюся незначительность человека.
Во-вторых, мы рассмотрим его реальную важность.[more] В-третьих, мы исследуем источник этой важности.
И, в-четвертых, мы поговорим о том, как полнота исполнения осуществляется в личности Иисуса. Для этого нам необходимо рассмотреть восьмой псалом, написанный царем Давидом и тщательно исследовать его значение.
Кажущаяся незначительность человека
До того как Давид стал великим царем Израиля, он был обыкновенным пастухом.
Безусловно, Давид размышлял над смыслом жизни, вглядываясь в ночной небосвод. Работа пастуха предоставляла много времени для размышления. Мы не можем быть уверены, при каких обстоятельствах был написан восьмой псалом, но ясно одно, что Давид, став царем, не забыл того, что он увидел. Он написал в 4-5 стихах: «то, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умолил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его...»
Но ведь незначительность человека, ни в коем случае, не ограничивается его ничтожным размером. Его незначительность проникает во все сферы жизни. Примерами такой незначительности являются: ограниченность человеческой мыслительной способности, не возможность разрешить вопрос страдания, бессилие образования существенно повлиять на моральную сторону общества и многое другое. Одним из примером в человеческой незначительности является миф о прогрессивном человеческом обществе. Человек, живущий в эпоху постмодернизма (конец двадцатого века, начало двадцать первого), приходит к выводу, что уверенность в прогрессе человеческого общества, которая пропагандировалась модернизмом прошлого, постепенно замещается осознанием горькой правды о том, что человек этой цели так и не достиг, не смотря на свои многократные попытки.
Реальная важность человека
В Бытие 1:26 мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Бог поставил человека царем на земле. Он отдал человеку всю землю. Такая привилегия не была дана ангелам. Господство над всей землей было человеческой прерогативой. Только Бог был выше человека по власти, которую он имел над землею и над всем живущим на ней.
В пятом стихе восьмого псалма Давид задает вопрос, который озадачивает многих верующих: «Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его...». Этот вопрос зачастую цитируется в качестве подтверждения высказываний. В основном, о ничтожестве человека по сравнению со всем остальным творением. Но ошибка такой интерпретации заключается в том, что псалмопевец не останавливается на этой мысли. Давид отвечает на заданный им же вопрос в шестом стихе: «Не много Ты умалил его пред Богом(1): славу и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его...» Джеймс Хейстингс написал так: «Человек был сотворен по величию, уступающему только величию самого Бога. Человек является Его самым великим творением. Самый лучший экземпляр Божьего творения – не земля, не лучистое солнце, не моря, не законы физики, не поющие ангелы и прекрасные архангелы, а человек».(2) Комментируя высказывания Давида в восьмом псалме, разбором которого мы занимаемся в этой статье, профессор Раймонд написал следующие: "Эти стихи не должны быть интерпретированы в том смысле, что Давид говорит о том, как незначителен человек по сравнению с необъятным размером вселенной. Наоборот, Давид, размышляя о величии вселенной, поражен той ролью, которую Бог дал человеку. Он выражает свое восхищение вопросом в пятом стихе. Высказывание Давида является богодухновенным комментарием к Бытию 1-2, указывая на то, что, сам Бог считает человека венцом творения".(3)
Источник важности человека Прежде чем начать говорить в частности о восьмом псалме, стоит заметить, что в еврейской поэзии присутствуют характеристики, отличающиеся от характеристик поэзии, знакомой нам. Некоторые псалмы написаны таким образом, что их каждая строчка начиналась с последующей буквы алфавита (Пс. 9-10; 25; 33; 36; 110; 111; 118). Такая форма поэзии получила название акростих. Существует некоторое число другого рода стилистических характеристик еврейской поэзии, как, например - параллелизм.(4) Изучая 8-ой псалом, нам предоставляется возможность обратить внимание на использование Давидом еще одной поэтической структуры.
В этом псалме используется литературная структура под названием Каисмус.
Такой литературный прием использовался ветхозаветными и новозаветными поэтами очень часто.
Во-первых, повторение мысли в начале и в конце Каисмуса, указывает на границы самого текста (то есть на текстовую целостность).(5)
Во-вторых, Каисмус используется для того, чтобы указать на то, что является самым главным.
Именно эта функция Каисмуса больше всего пригодится нам в нашем разборе восьмого псалма. Так как у поэтов прошлого не было компьютеров, чтобы выделить что-то крупным шрифтом и этим самым подчеркнуть главное, они были вынуждены выработать свои собственные методы. Данная литературная структура еврейской поэзии строит своеобразную наклоненную пирамиду.
Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!
Слава Твоя простирается превыше небес!
Из уст младенцев и грудных детей, Ты устроил хвалу, ради врагов
Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
Когда взираю я на небеса Твои дело Твоих перстов на луну и звезды,
которые ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Богом: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!
Обратите внимание на то, какую форму Давид придал этому псалму. Во втором (начальном) стихе Давид сказал: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по сей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» Этот стих идентичен заключительному стиху. Затем со второй половины второго стиха по четвертый, а также с шестого по девятый Давид говорит о том, что слава Господня провозглашается - и на небе и на земле. Он называет небо "делом Божьих перстов", а землю - "делом Божьих рук". Но все это является всего лишь подготовкой к тому, чтобы показать нам, что является самым главным в этом псалме. Как уже упомянуто ранее, псалмопевец строит своеобразную наклоненную пирамиду, помогая самому себе показать читателю, что является основополагающим в этом псалме.(6) В самом центре восьмого псалма находится вопрос: «... то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его...»
Мы должны принять и поверить в то, что Бог сказал о нас.(7) Если мы действительно являемся его самыми высокопоставленными чиновниками на этой земле, то почему мы живем, как будто мы не наделены никаким достоинством? Если мы - дети Великого Царя, то почему же мы ищем свое достоинство в одежде, в образовании, в недвижимости, в достижениях, не обращая внимания на то достоинство, которым Бог наделил нас? Мы, христиане, зачастую адаптируем системы суждения языческого происхождения, пытаясь совместить тьму со светом, сатану с Богом. Подсознательно мы понимаем, что это невозможно; так же невозможно, как и смешать воду с маслом.
Мы должны помнить, что наше величие основывается на величии Бога и нашем взаимоотношении с Ним. Мы не должны обманывать себя в том, что якобы мы сами по себе являемся автономными существами, достойными величия. Грешная природа человека такова, что она постоянно пытается заставить человека забыть эту основу. Человек склонен прославлять себя, отказываясь или забывая прославить самого Бога.
Истинный человек
Мы находимся в лучшей позиции, чем сам царь Давид, чтобы суметь уяснить библейское учение о человеке. Это утверждение звучит громко, но оно справедливо, так как сегодня мы имеем в распоряжении все книги Библии, а не только некоторые из них.
Сам Давид осознавал, что величие человека не являлось полным. Именно поэтому Давид сгруппировал восьмой псалом с большим количеством псалмов плача в самом начале Псалтыря. Все эти псалмы являются молитвами, произнесенными из глубин печали и бедствия. Восьмой псалом является эсхатологичическим псалмом - то есть псалмом, указывающим на идеального (совершенного) человека - Иисуса Христа, который должен был прийти в будущем с точки зрения Давида.(8) Об этом свидетельствует и богодухновенное послание к Евреям. Автор послания к Евреям говорит о том, что не ангелам, а человекам Бог подчинит будущую вселенную (К Евр.2:5-8).
Во второй половине восьмого стиха богодухновенный автор послания к Евреям сознается, что еще не все подчинено Истинному (совершенному) человеку Иисусу: «Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено» (Евр.2:8). Однако он утверждает, что, несмотря на то, что с точки зрения человека мир еще не покорен Иисусу, с точки зрения Бога это событие уже произошло в воскресении и коронации Иисуса Христа в Евр. 2:9-10 стихах: «...о видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами,(9) дабы Ему, по благодати Божьей, вкусить смерть за всех. Ибо надлежало, что бы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу...»
Писание учит, что Иисус уже воцарился над землей, но что его царство еще не пришло во всей полноте. Поэтому вместе со всей церковью во время продолжения царства, мы должны молиться: «Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Лк. 11:2), осознавая, что только с возвращением Иисуса Христа полное восстановление человеческого достоинства станет реальностью.
Заключение
Итак, мы рассмотрели учение восьмого псалма, обратив особенное внимание на сущность человека. Мы увидели, что незначительность человека является только кажущейся, и что человек действительно звучит гордо. Мы также рассмотрели и тот факт, что человек обладает реальной важностью в силу того, что Бог увенчал его славою и честью. Мы обратили внимание и на источник человеческой важности, заключив, что человеческое величие не автономно, но основывается на величии Бога. И, в конце нашего обзора, мы заметили, что человек обретет полноту своего достоинства только в личности Иисуса и после Его второго пришествия.
-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Настолько ярко здесь отображается величие человека как царя, которого Бог поставил над всем творением, что переводчики, трудившееся над переводом еврейского теста на греческий (Сиптуагинта), не смогли заставить себя предоставить буквальный перевод. Они перевели слово «элохим» не как «Бог», а как «ангелы», используя его второстепенное значение, тем самым, выдавая свое неверное представление о человеке. Современные переводы Библии стараются сделать справедливую поправку и переменить «ангелов» на «Бога». Как только мы начинаем читать этот псалом в правильном переводе, то его значение проясняется.
2. James Hastings, The Great Texts of the Bible (Charles Scribner's Sons: Edinburgh, 1913) Pg. 232
3. Robert L. Reymond, A New Systematic Theology of the Christian Faith (Thomas Nelson Publishers: Nashville, 1998), Pg. 416-417
4. Вторая строка просто повторяет, то же самое что говорит первая строка, одновременно с этим углубляя ее значение. На пример Псалтырь 33:4: «ибо слово Господне право и все дела Его верны».
5. Каисмус не используется здесь с этой целью, так как сам псалом составляет единое целое, однако во всех тех случаях, когда Каисмус окружен текстом, он функционирует именно так.
6. См. схему предоставленную на предыдущей странице
7. Д-р Роберт Раймонд указал на следующие детали, которые, по его мнению, отличают человека от остального творения:
1. Творение человека является последним актом творения шестого дня - то есть кульминацией Божьей работы.
2. Каждый акт творения начинается словами: "И сказал Бог: "Да …", только акт творения человека не построен по этой схеме.
3. Только человек сотворен в образ Божий и по подобию Божьему.
4. Только человеку поручено управление землей (господство)
5. Во второй главе Бытия только творению человека уделяется особое внимание, так как там находится более детальное описание события.
6. Только человеку дано "дыхание жизни" несмотря на то, что "душа живая" не является только человеческой характеристикой: А. Духовность и моральность Б. Совесть
7. Только человека Бог сотворил способным к разговорной речи и общению с Ним.
8. Бог входит в завет только с человеком.
8.. См. Иисус как истинный образ Бога: 2-Кор.4:4; Кол.1:15
9. Здесь просто цитируется тексты Сиптуагинты, более доступные для понимания евреям рассеяния (см. сноску №1)
|
|
|
Комментарии