"Единая Россия" стала фундаментом корпоративной власти

На модерации Отложенный

Губернаторы-"паровозы" вытянут в заксобрания своих людей, чтобы не пустить чужих

      ер, выборы, региональные заксобрания, едг, электоральные паровозы, губернаторы, хакасия, экспертное мнение                                                             «Единая Россия» показывает, что выборы окончательно превратились в распределение мест между правящими группами.  Фото с сайта партии «Единая Россия»                                                        

                           

 Руководство «Единой России» определилось с конструкцией выборов в региональные заксобрания. Стартующий сейчас единый день голосования (ЕДГ) будет характеризоваться почти повсеместным использованием так называемых электоральных паровозов. В 15 субъектах РФ, которым предстоит переизбрание парламентов, то ли тягачами, то ли толкачами станут губернаторы. При этом вне зависимости от того, идут ли они на свои выборы или нет, большое ли число партийных мандатов разыгрывается или какие-то крохи. Есть всего два исключения, когда губернаторы от ЕР не тянут ее партсписки в заксобрания, чему есть электоральное и кадровое объяснения. А вот массирование «паровозов», видимо, надо объяснять уже системными причинами. ЕР, похоже, все-таки стала прочным фундаментом для давно складывающегося корпоративного устройства российской власти. И теперь даже чисто политические процедуры превращаются в способ рассадить по максимуму своих людей, а чужих – допустить в уютные места по минимуму.

    Исключением в списке электоральных паровозов ЕР стала Хакасия, где список партии поведет депутат Госдумы Сергей Сокол, претендующий на пост главы республики. Его пока занимает коммунист Валентин Коновалов, по поводу будущего которого КПРФ, судя по всему, все-таки договорилась с Кремлем. Коновалова не стали снимать с должности «по собственному желанию», а разрешили проиграть по результатам как бы настоящей конкурентной борьбы. Но скорее всего напрасно некоторые эксперты прогнозируют в Хакасии второй тур, это было бы возможно, если бы ситуация не осложнялась одновременным переизбранием тамошнего Верховного совета и совета депутатов Абакана. Реальной либерализации такой тройной кампании федеральный Центр, очевидно, допустить не может. А это значит, что уже есть либо договоренность со всеми фигурантами, либо как минимум одностороннее намерение Москвы предстоящие межпартийные поединки так или иначе сымитировать.

    В большинстве других регионов, впрочем, не стоит ожидать даже такого. Кроме, может быть, Забайкальского края и Ивановской области. Для них президиум генсовета ЕР, прошедший 31 мая, счел возможным «паровоза» в виде губернатора не назначать. Возможно, потому, что нынешний забайкальский руководитель Александр Осипов так и не стал там своим, по данным социологии, партию власти он не вытянет, а окончательно утопит. Что интересно, ивановский губернатор Станислав Воскресенский освобожден от трудной обязанности, видимо, по той же причине своей плохой укорененности на тамошней почве. А так-то видимость борьбы более или менее предсказуема в Смоленской области, где врио Василию Анохину еще предстоит доказать свой авторитет, и, наверное, в Кемеровской области и Якутии. Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, который сам идет на перевыборы, пользуясь известными родственными связями, конечно, может позволить себе немного демократии, хотя и минимизированной. Или, наоборот, развернуть электоральные репрессии против не идущих на компромиссы партийных соперников ЕР. Глава Якутии Айсен Николаев, напротив, наверное, был бы рад ужесточить ситуацию, чтобы спокойно перейти на новый срок, но у него в регионе решено укрепить партию «Новые люди» в ходе кампании в Госсобрание, а предстоит еще и избрание депутатов горсовета Якутска.

    Между тем восемь «паровозов»-губернаторов в этом году своих выборов не проводят, а значит, списки кандидатов от ЕР они возглавляют, казалось бы, без какого-то личного интереса. Более того, выходит так, что в ходе кампаний в заксобрания им предлагается подтвердить обоснованность полученных ими прежде результатов. Судя по всему, многие из попавших под такую электоральную мобилизацию руководителей не слишком этим довольны, поскольку теперь за результат они станут отвечать перед федеральным Центром в полном объеме. Видимо, особенно неприятно это для тех глав субъектов РФ из нынешнего списка, кто еще не успел стать шефом местных единороссов, а таковые в нем имеются.

    Напомним, что если главы новых субъектов РФ – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей потеряют приставку врио после избрания заксобраний, которые затем за них и проголосуют, то во Владимирской, Архангельской областях, Ненецком АО, в Бурятии и Калмыкии, в Иркутской и Ростовской областях, а также в Башкирии ничего подобного нет. Однако нет только электорального интереса губернаторов, зато прослеживается интерес административный. Никто не снимал с них обязанностей подавать в Кремль отчеты о том, что их территории находятся под контролем.

    Если анализировать список «паровозов», то нетрудно заметить, что в ряде регионов им предстоит просто какая-то стрельба из пушек по воробьям. Дело в том, что в тех же Владимирской области и Калмыкии вместе с Ростовской и Смоленской областями избирательные системы в последнее время были переделаны в сторону сокращения квоты партсписков. Основной упор там делается на выборы по одномандатным округам, а из этого следует, что губернаторам предстоит тратить свой политический ресурс на то, чтобы ЕР получила по пять–семь мест. Однако это не остановило администраторов ЕДГ-2023 от проведения таких решений через президиум генсовета этой партии. И тут, видимо, может быть, только одно объяснение – в организацию выборов теперь стал мощно вмешиваться частный, а возможно, и вообще личный интерес. Потому что только такой уровень заинтересованности может сделать неважными вполне вероятные социально-политические риски от окончательного превращения выборных кампаний в механизм рассаживания по хорошим местам исключительно своих людей. Хотя, конечно, именно данный принцип и положен в основу всей системы нынешней власти, которая, как видно, рисков тоже не ожидает. А «Единая Россия» в данной ситуации выступает всего лишь фундаментом давно складывавшегося и, как представляется, все-таки сложившегося механизма.

    Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ»: «А ведь раньше партия власти во всеуслышание обещала не использовать «паровозы» на выборах, но, как всегда, обманула». Он отметил, что «паровозы» вернули в том числе в погоне за явкой. «Сейчас губернаторы встали во главе списка ЕР. Это означает для чиновников полную мобилизацию всего госаппарата», – подчеркнул он. По мнению коммуниста, властям больше не нужна видимость демократических выборов, хотя и признал, что по всем показателям у ЕР сверхвысокие рейтинги, «только почему-то при этом власть максимально ослабила контроль за выборами». Одно с другим не вяжется, так что именно такое поведение власти заставляет сомневаться в силе той же ЕР.

«Здесь многоуровневые интересы власти: и корпоративные, и ведомственные, и партийные. Потому что рука руку моет. Корпорация не откажет губернатору в поддержке, мобилизуя бюджетников и пенсионеров. А самому губернатору важно продемонстрировать Кремлю высокий KPI», – подчеркнул Обухов.

    Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов сообщил «НГ»: «За этим, очевидно, кроется мобилизация административного ресурса. Потому что одно дело партийная дисциплина, и совсем другое, когда главы районов и городов отчитываются за результат выборов непосредственно перед губернатором. Понятно, что просто для партии чиновники так не выкладываются. А когда речь идет о главе региона, проштрафившиеся главы, на участках которых ЕР показала низкий результат, могут лишиться должности. Потому что низкий результат по региону при губернаторе-«паровозе» может трактоваться как личное поражение губернатора». При этом эсэр считает, что введение ЕДГ привело к тому, что все региональные выборы теперь приравнены к федеральным в том плане, что Кремль смотрит общие рейтинги партий по стране и сравнивает регионы между собой в популярности и поддержке власти. «Показать высокий результат на своем участке – это чиновничья логика. Есть тут и корпоративная логика. Присутствует и семейственность, когда проходные места распределяют по своим. То есть губернатор идет навстречу местным элитам и покрывает партию власти своим рейтингом», – отметил Емельянов.

    Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова заметила «НГ»: «Здесь нужно спрашивать не столько о том, «зачем» губернаторы это сделали, сколько – «почему». Потому что социально-экономический кризис в регионах нарастает, на социальном самочувствии сказывается и падение доходов граждан, рост цен и прочие сложности. Конечно, все это выливается в растущее недовольство. А единственный человек в регионе, который свободно распоряжается бюджетом и его корректирует, – это губернатор. Конечно, при такой установке кампания превратится в показательную раздачу денег со стороны губернатора на решение тех или иных проблем. Есть установка на местах, что раз люди прагматично относятся к выборам, то надо что-то делать показательно, решать проблемы, помогать, кого-то наказывать по необходимости. Это делает для граждан привлекательной возможность голосовать за партию власти». Яблочница отметила, что несмотря на показательно высокие рейтинги ЕР, власти на местах понимают, что, во-первых, ситуация подвижная и рейтинги не зацементируешь, а во-вторых, есть подозрение, что высокие показатели поддержки во многом носят формирующий характер. «Вполне возможно, реальная картина отличается от презентационной. То есть в тайных социологических отчетах власти видят одно, а презентуют другое», – предположила она. При этом Слабунова полагает, что имеет значение и желание местной элиты пристроить побольше «своих» в заксобрания, начиная от родственников и друзей, заканчивая бизнесменами и спонсорами. По ее мнению, «АП вполне могла дать такой сигнал губернаторам – послужить паровозами, но причина не только в этом, а в том, что в целом корпоративный интерес есть у власти, губернатору же нужно продемонстрировать федеральному Центру единство и что он контролирует регион, есть устойчивая команда на местах, результаты и явка на выборах высокие». Конечно, это демонстрация возможностей губернаторов и в преддверии президентских выборов в том числе, подчеркнула она. При этом яблочница пояснила, что минимизация и даже унижение парламентской оппозиции для властей просто издержки производства: «В большинстве регионов все партии на местах договорились. И руководство самих партий не позволяет активистам на местах выходить за рамки. Но даже там, где есть реальная политическая борьба, вряд ли это выльется в федеральный скандал. Конечно, главы партий могут пожаловаться в Кремль на ущемление своих интересов на местах. Но даже это в нынешней политической ситуации будет служить демонстрацией живого политического процесса, поэтому федеральный Центр действительно отнесется к этому спокойно».

    Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ»: «Гигантские рейтинги ЕР не такие уж гигантские. Тем более они бьют рекорды поддержки только в общем масштабе по стране как партия президента и государства, это производная от президентского рейтинга. А на региональном уровне ситуация другая, люди голосуют по иным мотивам. И здесь федеральный рейтинг партии власти не является гарантией победы. Нельзя просто победить и ничего при этом не делать». Эксперт пояснил, что у людей масса запросов на местном уровне, причем не только у протестного, но и у провластного электората. И они могут ответить власти не только снижением явки, но и голосованием за КПРФ, СРЗП или ЛДПР, «автоматизма в голосовании нет». Макаркин отметил, что присутствие губернаторов во главе списков решает две главные проблемы. С одной стороны, это знак всем элитам о консолидации, потому что отчет здесь будет не просто перед партруководством, а перед самим губернатором, что, конечно, для местных чиновников весомее. С другой стороны, это сигнал гражданам: дескать, глава региона готов разделить ответственность с партией власти за решение проблем и отреагировать на чаяния граждан. «Конечно, может, за этим и стоит установка АП, но вполне возможно, что это инициатива с мест. То есть возвращается старая парадигма, выборы превращаются в площадку для решения конкретных проблем. Есть желание показать максимальный результат ЕР. А то, что парламентская оппозиция не получит лишнее место, – это уже производная от кампании», – пояснил «НГ» Макаркин. Он напомнил, что хотя, конечно, перегибы на местах тоже не поощряются, за них могут спросить, но ведь речь не идет о полном вытеснении парламентской оппозиции из политической жизни регионов, а значит, верховная власть к эксцессам отнесется спокойно. Ведь те же коммунисты на улицу вряд ли выйдут, пожалуются в ЦИК, напишут в свои газеты и сделают заявления, а это федеральному Центру не страшно. И эксперт заметил, что если раньше многие губернаторы сторонились ЕР, то с началом СВО этого нет, поскольку та периферийная часть провластного электората, которая голосовала за парламентскую оппозицию, сейчас вернулась к ЕР, колеблющихся все меньше. Поэтому, кстати, и сами губернаторы все больше выдвигаются не как самовыдвиженцы, а под эгидой ЕР.

    Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин предположил: «Очевидно, что губернаторы выполняют свои обязательства перед партией, тем более политически они взаимозависимы. Обещания, что «паровозов» не будет, были в другие времена. Сейчас все изменилось. Поэтому скорее всего это инициатива снизу, из самих субъектов РФ. Губернаторы демонстрируют единство с партией власти в сложное для страны время». При этом, по мнению эксперта, у глав есть и личная мотивация – если покопаться, то становится очевидным, почему губернатор так поступил: «Зачем давать преференции или разгон политическим оппонентам? Обычно для власти это плохо заканчивается. Так ЕР пустила Навального на выборы мэра – и это вышло боком. От этого был только негатив для самой власти. Поэтому власть не любит заниматься политической благотворительностью по отношению к оппонентам. Что касается реакции парламентской оппозиции, то, конечно, и Зюганов, и Слуцкий будут жаловаться на ущемление своих партий в любом случае, обвиняя в неудачах власть, но федеральный Центр относится к этому спокойно».