Пригожин новый президент или новый финт Путина?

Евгений Пригожин – опасность для Кремля или самый талантливый актер в театре Путина?

Артем Краснов / Коммерсантъ

                                                                                                           

В последние месяцы Евгений Пригожин из бизнесмена и «одного из приближенных Путина» превратился в главного ньюсмейкера, звезду блогосферы и своеобразный символ страны эпохи СВО, как и возглавляемая им структура ЧВК «Вагнер». Он материл министра Шойгу и намекал на какого-то счастливого «дедушку», он рапортовал о взятии Бахмута и говорил такое, что сегодня в России нельзя говорить никому. Так кто такой Евгений Пригожин? Генерал не подконтрольной никому, кроме него, армии или самый талантливый актер в театре Владимира Путина?

Политолог Сергей Марков провел для издания «Ваши Новости» подробный политологический анализ феномена Евгения Пригожина и рассказал, опасна ли эта фигура для действующих властей страны.

– Сергей Александрович, революция – это больше политический вопрос или военный?

– Политический, конечно. Поскольку даже военные структуры действуют во время революции не по военной, а по политической логике.

– Отлично. Значит следующий вопрос точно к вам. Происходящее вокруг Евгения Пригожина в последний месяц – это революционная ситуация? Он представляет опасность для Кремля?

– Нет, никакой революционной ситуации нет. По нескольким причинам. Первая и самая главная – Евгений Пригожин не имеет никаких амбиций на какую-то политическую роль в российской политике. Условно говоря, он не мечтает стать президентом или что-то такое. Евгений Пригожин хочет быть другим, он хочет быть руководителем самой крупной в глобальном мире частной военной корпорации, которая работает в десятках стран мира. Это его амбиция, к этому он стремится. И он это делает, все знают, что ЧВК «Вагнер» – самая крутая армия. Поэтому кто не боится американцев – все будут во всём мире иметь дело с ЧВК «Вагнер» сейчас.

Вторая причина – он разумный человек. Он понимает, что поскольку у него судимость – десять лет, то вероятность того, что за него проголосует большинство избирателей, очень-очень мала. Он и не претендует на это. Отношения Пригожина с российской бюрократией – это не отношения другой политической платформы, а это прежде всего отношения крупного частного бизнеса, который работает на государственных контрактах, и государственной бюрократии.

Можно сказать, что Евгений Пригожин – это наш Илон Макс в отношениях с американской бюрократией. Или как Джек Ма, основатель Alibaba, в отношениях с китайской бюрократией.

Это абсолютно стандартная ситуация. С одной стороны – крупная частная корпорация значительно эффективнее, с другой – она деньги-то получает от государства. И без государственного контракта она – ничто. И между ними всегда возникают противоречия. Это абсолютно нормальная ситуация.

– Вы понимаете, кому напрямую подчиняется Евгений Пригожин? Когда он заявляет безапелляционно, что он уйдет в тыловые базы, что же мешает ему по пути в тыл заглянуть в Кремль? Если это самая сильная армия мира…

– Есть огромная российская армия и российские спецслужбы, которые ему это помешают сделать.

Это во-первых. А во-вторых, как я уже сказал, у него нет таких амбиций. Причем я недавно разговаривал с его людьми. Там есть такой любопытный момент: говорят в некоторых источниках, что «Евгению Пригожину негде набрать людей»… Да люди хотят к Пригожину, а он не берет всех. Они проходят проверочный срок, ждут две-три недели. И лично ко мне обращались люди с просьбой посодействовать тому, чтобы их Пригожин взял к себе. Они не могут взять всех желающих.

Кому он подчиняется? Это совершенно очевидно. Во всех тактических, военных, оперативных вопросах – он подчиняется Генштабу. А во всех политических – Совету Безопасности.

– А его риторика с матами и прямыми оскорблениями министра свойственна для нашего руководства?

– Она свойственна для армии, которая находится на боевых действиях. Как вы знаете, во время боевых действий солдаты разговаривают практически только матом. И кстати сказать, это считается в классических военных учебниках большим преимуществом наших военных. Поскольку мат позволяет резко уменьшать время отдачи команды. Что может иметь критически важное значение. И Евгений Пригожин пользуется абсолютной поддержкой абсолютного большинства солдат, офицеров и генералов российской армии.

– То есть он и власти не угрожает, и сам ничем не рискует? И воспринимается Путиным как такой анфан террибль?

– Да. И я даже знаю, за что в свое время Путин выгнал Евгения Пригожина из своего кабинета. Но не скажу.

– Сергей Александрович, я помню, около года назад вы говорили, что если СВО будет развиваться не по плану России, то Путин может переехать в Китай. С тех пор, в общем-то, ситуация замерла. А не могут ли быть эти скандалы в интернете с оскорблением генералов началом неких процессов, которые вы тогда имели в виду?

– Нет, как я сказал, у Путина есть запасной вариант. Но наше руководство не собирается им пользоваться. Наше руководство собирается сражаться и побеждать. Просто этот год они занимаются тем, что строят армию нового типа. Мы не были готовы к этой массовой войне абсолютно. Нам нужно большое количество воинов, снарядов, танков, артиллерии, дронов… Этим они и занимаются. А вовсе не подготовкой бегства.

– Но ведь политологи никогда не говорят ничего просто так…

– Важно понимать, какие есть вероятности. Поражение России возможно? Оно возможно, да. Слишком много сделано ошибок. Это совершенно очевидно. Более того, в мире рассматривается, что Россия уже терпит поражение. Вопрос ставят не о том, что у России будет победа или ничья, а о том, «какую цену Россия должна заплатить, чтобы американцы не переводили это поражение в тотальное поражение».

Поднимают вопросы: будут ли США добиваться этого тотального поражения? А будет ли Россия использовать ядерное оружие, чтобы тотального поражения избежать? Вот о чем в мире говорят…

– Все ждали наступления и контрнаступления этой весной. Весна кончилась, уже лето фактически. Чего ждать россиянам?

– Невозможно предсказать. Насколько российская армия стала сильнее по сравнению с тем, что было раньше? По сравнению с осенью украинская армия стала сильнее, условно говоря, в три раза. А российская армия за это время стала сильней тоже в три раза? Сохранилось отношение? Либо российская армия стала сильнее только в два раза и соотношение только усугубилось в пользу Украины? Либо же российская армия стала сильнее в шесть раз? Тогда она не слабее, а сильнее окажется. Недостаточно информации по этим вопросам.

– Вторая волна мобилизации будет?

– Сейчас нет. Если Россия потерпит поражение во время вот этого украинского контрнаступления, тогда будет вторая волна мобилизации, может быть, и третья. Сейчас руководством страны это не планируется точно. Сейчас просто набирают контрактников.

Источник: https://www.discred.ru/2023/05/24/evgenij-prigozhin-opasnost-dlya-kremlya-ili-samyj-talantlivyj-akter-v-teatre-putina/

59
1289
-13