Мысли о важном. Обезличенная "роль личности в истории".

На модерации Отложенный

Трудно бороться с мифами, тем более, если это такой миф, благодаря которому держится вся история человеческой цивилизации. Личность в истории – это один из таких мифов, являющийся, пожалуй, самым важным и знаковым во всех социально-политических концепциях, наравне с классами, партиями и т.д. Поэтому с таким упорством, достойным лучшего применения идеологи, политики и философы отстаивают роль личности в истории. На первый взгляд, казалось бы, справедливо, ведь человек, личность – это и есть движущая сила человеческой истории. На самом деле, это не совсем так: нет личности, оторванной от жизни общества, от того, к которому социальному слою населения, партии, государству она принадлежит, какие нравственные и духовные ценности эта «историческая личность» отстаивает. И уж тем более, роль личности в истории ограничена объективными законами социально-экономического развития. Никакая, даже самая «великая личность» не сможет изменить, нарушить или пойти против существующего положения вещей, сложившейся политической и экономической конъюнктуры.  Более того, заслуги и достижения той или иной исторической личности напрямую связаны с тем, насколько глубоко и правильно она учитывала международный порядок и социально-политический статус-кво. В сухом остатке, в умении верно учитывать объективные социально-политические и экономические вызовы, используя их во благо общественного развития и состоит роль личности в истории.

Из чисто личностного в «исторической личности» остаются ее профессиональные, деловые качества и, собственно, черты характера. Которые, кстати говоря, могут меняться со временем, особенно, если в руках этой самой личности сосредоточена большая власть и сила, и далеко не в лучшую сторону. Как видим, «роль личности в истории» заключается в ее «обезличивании», подчинении личностного общественным, политическим и государственным интересам. Какой бы своей «историчностью» не обладала та или иная «историческая личность», она будет отличаться от иной другой личности только фамилией и чертами характера, будь она волей судеб оказаться в анналах истории. В наиболее обобщённом виде, степень личностного в «исторической личности» обратно пропорционально занимаемой ей местом в человеческой истории: чем выше социально-политический статус личности, тем меньше в ней личностного, и наоборот. Учитывая, как человек слаб, в том числе и «историческая личность», чисто гипотетически можно предположить, что в недалеком будущем на роль идеальной «личности в истории» вполне может претендовать искусственный интеллект. Уж он-то по всем показателям будет лучше самой неординарной и гениальной «исторической личности» сможет справиться с любой архисложной исторической миссией.