Внучка советского поэта Евгения Долматовского пытается из Лондона запретить россиянам петь фронтовые песни деда. Откуда у нее такое право?
На модерации
Отложенный
Евгений Долматовский - участник Великой Отечественной войны, дважды был тяжело ранен, попал в плен, дошел до Берлина
Нет так давно внучка Евгения Долматовского - Татьяна, проживающая в Лондоне, объявила, что «с удовольствием отказала россиянам в праве исполнять патриотическую военную песню деда». Почему? Из-за спецоперации, которую она категорически не приемлет. Речь идет о песнях «Дорога на Берлин» и «Когда мы были на войне».
После этого писатель Захар Прилепин написал эссе «Отцепись от деда, это не твое», в котором подробно рассказал о богатом боевом опыте Евгения Долматовского. Напомнил, что он - участник Великой Отечественной войны (а до этого советско-финской), дважды был тяжело ранен, попал в плен, дошел до Берлина - абсолютно героическая личность. «Поэт и майор Красной армии Евгений Долматовский и композитор Матвей Блантер написали песню, которой распоряжается выехавшая за границу Татьяна Долматовская... Ты. Не имеешь. К нему. К его стихам. К его жизни. К его подвигам. Никакого. Отношения». Но так ли это? Эмоции и чувство справедливости - это одно. А что говорит закон об авторском праве?
В KP.RU обратился экс-советник гендиректора Российского авторского общества Хазби Джатиев, много лет проработавший в РАО. Его тоже возмутило высказывание внучки поэта-фронтовика, ни с чем подобным он за годы работы в авторском обществе не встречался.
Отец Хазби Тотырбековича, известный осетинский писатель-фронтовик Тотырбек Джатиев, был хорошим другом и однокашником Евгения Долматовского – вместе учились в Литературном институте и вместе потом воевали на финской войне 1939 года в составе добровольческого батальона Литинститута. Мы попросили Хазби Джатиева прокомментировать эту ситуацию.
- На мой взгляд, СССР и потом Россия мало что выиграли от присоединения к Международной конвенции по авторскому праву, - считает Хазби Джатиев. - Со дня присоединения мы ежегодно собирали у себя и выплачивали в основном западным авторам очень приличные валютные гонорары, раз в 10-15 превышающие их выплаты нашим авторам. И чем все закончилось? Позорной отменой Западом нашей культуры, санкциями против ее выдающихся деятелей.
Против абсурдных запретов исполнять в России популярные и любимые народом песни на слова фронтовых поэтов нужен «юридический шлагбаум».
Наглый запрет горе-наследников, отбывших на Запад, должен получить ответ от руководителей и юристов РАО.
Тем более уже были прецеденты: лет десять назад Авторский совет РАО (высший орган авторского самоуправления в России) разрешил публично исполнять фронтовые песни в период празднования Дня Победы без сбора гонорара. И это не вызвало никаких возражений у авторов.
Дело в том, что запрещаемые Татьяной Долматовской песни находятся в управлении РАО, которое по договору с ней выдает разрешения на их публичное исполнение и потом выплачивает ей авторское вознаграждение. Поэтому громкие «запреты» в соцсетях не имеют никакого значения, никакой юридической силы. Пока нет официального расторжения договора с РАО.
На мой взгляд, назрел вопрос о внесении корректив в Закон РФ об авторском праве в соответствии с современными реалиями, особенно в части немыслимых международных сроков охраны авторских прав ( 70 лет после смерти автора, а на Западе правообладатели уже требуют 100 лет). Надо строго регламентировать моральные и материальные права наследников, не давать им злоупотреблять. Можно еще понять запрет самого автора, выстрадавшего свое произведение. Но с запретами наследников надо разбираться в каждом конкретном случае.
Случайный вальс
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
После тревог
Спит городок.
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.
Хоть я с вами почти незнаком
И далёко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного.
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоём,
Так скажите мне слово,
Сам не знаю о чём.
Будем кружить,
Петь и дружить.
Я совсем танцевать разучился
И прошу вас меня извинить.
Утро зовёт
Снова в поход.
Покидая ваш маленький город,
Я пройду мимо ваших ворот.
Хоть я с вами почти незнаком
И далёко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного.
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоём,
Так скажите мне слово,
Сам не знаю о чём.
* Придумайте пожалуйсто соответствующую рифму к слову "внучка".
Комментарии
Дед - герой, талантливый поэт, патриот. Ну почему его внучка стала такой?
По авторскому праву, реально непонятно: Почему гонорары ИХ авторам за исполнение ИХ песен у нас - в несколько раз выше, чем НАШИМ авторам - у НИХ? Это ж кто и зачем подписал такое странное соглашение?
Права на гонорар - ладно, дети, ещё можно понять. НО - какое отношение внуки имеют к творчеству своих дедов? Это ведь уже не личная собственность на произведения, а общечеловеческая, как общее достояние культуры всего человечества.
Этой внучке, надо запретить разговаривать, читать и писать по-русски.
Тогда она заткнётся. Ибо, если начнёт кудахтать, значит нарушила запрет.
Карлики, стоящие на плечах гигантов.
"выплачивает ей авторское вознаграждение"
??? ... какого чёрта? Какое отношение эта дура имеет к стихам Долматовского?