Фотограф Брассай

На модерации Отложенный

Брассай — венгерский фотограф, которому удалось раскрыть тайны ночного Парижа. Его карьера началась с криминальных хроник, продолжилась съемками Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Кстати, во время II Мировой войны Пикассо поручил ему тайное задание. Узнайте, какое.

Фотограф Брассай

Детство в Румынии

Брассай, или Дьюла Халас родился в Румынии. Его мать, Матильда Верзар, была католичкой армянского происхождения, а отец — венгерским интеллектуалом, нанявший для воспитания детей учителя французской литературы.

Фотограф Брассай

Фотограф Брассай

Одним из ярких детских воспоминаний Дьюлы была жизнь в Париже во время творческого отпуска отца: «На Марсовом поле я увидел Буффало Билла и его гигантский цирк с ковбоями, индейцами, буйволами и венгерскими чикосами. В Театре дю Шатле я был поражен фантастическим спектаклем под названием «Том Питт». А еще я присутствовал на церемонии приветствия Альфонсо XIII в Париже». По возвращении семьи в Брассо Дьюла пошел в школу.

Фотограф Брассай

I Мировая война. Берлин

Когда разразилась Первая мировая война, Дьюле было 15 лет. Поскольку Румыния вступила в конфликт с Германией и Австро-Венгрией, семья Халас бежала из Брассо, как только румынские войска перешли трансильванскую границу. Они на время поселились в Будапеште, где Дьюла закончил школу, а позже получил высшее образование. Осенью 1917 года Дьюла присоединился к австро-венгерскому кавалерийскому полку, но не участвовал в боях из-за растяжения колена.

Фотограф Брассай

После освобождения от военной службы Дьюла начал изучать живопись и скульптуру в Венгерской академии изящных искусств в Будапеште. Он делил квартиру со своим наставником Яношем Маттисом-Тойчем. Маттис-Тойч был связан с группой авангардистов, и благодаря дружбе с ним Дьюла быстро влился в будапештское арт-сообщество.

Фотограф Брассай

Вскоре после подписания мирного соглашения в ноябре 1918 года Дьюла присоединился к венгерской Красной армии. Он воевал на стороне Венгерской советской республики — государства, просуществовавшего всего 133 дня. Когда консервативный режим сменил коммунистическое правительство, Дьюла бежал из Будапешта в Берлин. Там он начал работать журналистом в венгерских газетах «Келети» и «Напкелет», посещать Академию изящных искусств, подружился с известными венгерскими художниками и писателями: Лайошем Тихани, Берталаном Пором, Дьёрдь Белёни и другими. По окончании первого семестра Дьюла решил бросить учебу и покинуть Берлин.

Фотограф Брассай

Париж

К 1924 году Монпарнас стал центром притяжения авангардистов. По прибытии в Париж Дьюла первым делом разыскал берлинских знакомых, освежил свой французский, читая Пруста, и устроился на работу журналистом. Иногда он иллюстрировал свои интервью и статьи карикатурами или фотографиями, которые он находил на барахолках или в книжных лавках на Сене.

Фотограф Брассай

Фотографические изображения пользовались большим спросом в бурно развивающейся издательской индустрии, и в декабре 1925 года Дьюла присоединился к немецкому фотоагентству Mauritius Verlag, а затем вместе с Андре Кертесом начал работать на еженедельный французский фотожурнал Люсьена Фогеля VU. Именно Кертес научил Дьюлу методам ночной фотографии.

К 1931 году фотографии Дьюлы стали регулярно появляться в журналах Paris Magazine, Pour lire à deux и Scandale, а также в еженедельниках Vu, Voilá и Regards. Дьюла смог продать права на воспроизведение своих фотографий другим издателям, и это обеспечило ему достаточный доход, чтобы пережить годы депрессии.

Однако он по-прежнему лелеял мечту стать художником.

Фотограф Брассай

Дьюла часто использовал псевдонимы. Брассай, производное от названия его родного города, выбрал для подписи своих фотографий.

Как и его отец, Дьюла, с его любовью к Парижу и французской культуры, быстро влился в высшее общество, кстати, не без помощи любовницы мадам Делоне-Бельвиль. Помимо мадам Делоне-Бельвиль , на Монпарнасе Дьюла посещал Жозефину Бейкер и ее Revue Négre, послуживший источником вдохновения для искусства.

Фотограф Брассай

Фотографическая карьера Дьюла резко пошла вверх после того, как он показал 100 отпечатков редактору Карло Риму и издателю журнала VU Люсьену Фогелю. Именно Фогель посоветовал Брассаю показать 20 ночных фотографий его издателю Шарлю Пеньо. В итоге Брассай подписал контракт с Peignot на фотокнигу Paris de nuit («Ночной Париж»). Книга была выпущена 2 декабря 1932 года, и с тех пор Дьюла стал известен миру фотографии как Брассай.

Брассай

Брассай вращался в кругах известных парижских художников, общался с Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Жаком Преверой и Жаном Жене. Успех «Ночного Парижа» принес ему контракты на новые книги и рекламные заказы. Он фотографировал Оскара Кокошку, Жоржа Брака, Андре Дерен. Гонорары от этих портретов увеличивали его регулярный доход.

Фотограф Брассай

Искусствовед греческого происхождения Эфстратиос Элефтериадес пригласил Брассая сфотографировать студии Пабло Пикассо на улице Ла Боэти и в Буагелупе, недалеко от Парижа. Эта серия фотографий появилась в роскошном художественном журнале Minotaure молодого швейцарского издателя Альберта Скиры. В издательстве Брассай познакомился с Ман Рэем и другими светилами сюрреализма. включая Сальвадора Дали, Поля Элюара и Андре Бретона.

Фотограф Брассай

В 1935 году Брассай продолжил «Ночной Париж» публикацией своей второй иллюстрированной книги Voluptés de Paris («Удовольствия Парижа»). Книга посвящена уличным проституткам и веселым балам. Однако, к большому сожалению Брассая, текст, одобренный издателем, побуждал читателей к вуайеризму. Брассай сразу же отказался от книги, но извлек из опыта урок: впредь он настаивал на контроле над всеми аспектами выпуска будущих книжных изданий.

К середине тридцатых годов Брассай приобрел международную известность и решил сосредоточиться на высшем обществе. Он публиковал изображения в ежемесячных изданиях по искусству и культуре, включая Liliput и Coronet, а с 1935 года — в престижном американском журнале Harper's Bazaar.

Фотограф Брассай

Вторжение Германии во Францию летом 1940 года сорвало планы Брассая уйти от коммерческой фотосъемки и посвятить себя искусству. Он оставался в Париже на время оккупации. Ему пришлось добыть фальшивые румынские документы, в то время как его единственным средством дохода оказался тайный заказ 1943 года от Пикассо — сфотографировать скульптуры для книги.

Фотограф Брассай

Брассай продолжал свою фотографическую практику на протяжении сороковых годов, но это больше не было его единственной работой. Пикассо помог Брассаю организовать выставку рисунков в престижной галерее Реноу & Колле в июне 1945 года. В следующем году те же рисунки Брассая были опубликованы в издании под названием Trente dessins («Тридцать рисунков») со стихами Жака Превера.

Фотограф Брассай

К концу сороковых Брассай женился на Жильберте-Мерседес Бойер, которая была на двадцать лет моложе его, и получил французское гражданство. В послевоенное время вернулся в Harper's Bazaar, за щедрые гонорары которого путешествовал по всему миру. В конце 1950-х Брассай купил Leica и впервые сделал цветную фотографию. А потом увлекся граффити. Его фотографии были опубликованы в новой фотокниге под названием «Граффити» в 1961 году. А еще Брассай опубликовал свои мемуары «Беседы с Пикассо» в 1964 году. Пикассо эти мемуары одобрил и сказал так: «Если вы действительно хотите узнать меня, прочитайте эту книгу».