Василий Суриков "Утро стрелецкой казни"
На модерации
Отложенный
Василий Суриков "Утро стрелецкой казни"
«Утро стрелецкой казни» - монументальная картина Василия Сурикова, написанная в стиле исторической живописи. Художник создал ее, находясь под сильным впечатлением от подавления бунта стрельцов, организованного царевной Софьей. Великому мастеру исторического полотна удалось показать трагическую судьбу народа через переживания приговоренных к казни стрельцов. Фоном к печальным событиям послужила Москва петровской эпохи, изображенная, к слову, и на других картинах художника.
История создания
По утверждению самого художника, муза пришла к нему внезапно. Однажды он прогуливался у кремлевских стен, и картина казни стрельцов возникла в его мозгу очень отчетливо, изобилуя мельчайшими подробностями. Возможно, поэтому живописец и перенес место действия с села Преображенское, где фактически происходили события, на Красную площадь.
Суриков начал работу над полотном в 1878 году и писал его несколько лет. Он с головой ушел в работу, не отвлекаясь на посторонние моменты. По ночам ему снились казни, покойники, кровь. Автор полностью пережил ужас, доставшийся на долю стрельцов и их семей.
Написанию картины предшествовала большая подготовительная работа. Художником было написано множество эскизов, не сохранившихся до нашего времени.
Описание картины
Художник преследовал цель передать душевное состояние стрельцов, а не показать ужасы расправы над ними. На полотне нет насилия, кровавых сцен; трагизм передан им через выражение лиц, безысходность в глазах, скорбные позы, заламывание рук.
В центре сюжета – молодой царь Петр, восседающий на коне, и рыжебородый стрелец, связанный по рукам и ногам, не опустивший головы и гневно взирающий на монарха.
Приговоренный к смертной казни преисполнен сознания своей правоты. Столь же ярко изображены и другие стрельцы, не покорившиеся Петру, дерзко смотрящие ему в глаза. Каждый отдельно взятый персонаж написан Суриковым с особой тщательностью.
Вместе с тем, живописец мастерски изобразил противостояние народа и государства. Взгляните на полотно: за толпой народа – разноцветные нарядные купола собора Василия Блаженного; за спиной Петра – монументальные стены Кремля. Слева – мятущаяся толпа, справа – шеренги солдат. Сама история смотрит на нас с картины, и мы понимаем, что не личности делают историю, а она сама несет людей, подобно тому как бурный поток двигает огромные валуны.
В противовес существовавшей в исторической живописи «моде», художник всячески старался избегать величия и помпезности. Он изобразил утро перед казнью как оно было, со всей его мрачностью и суровостью. Важное место в картине занимает Москва. Автор, будучи родом из Красноярска, приехал в Первопрестольную уже в сознательном возрасте. Город произвел на художника грандиозное впечатление, особенно, Кремль. Живописец решил непременно изобразить их на картине. Во второй половине XIX века исторические сюжеты были весьма популярны в изобразительном искусстве.
Полотно впервые представили широкой публике 1 марта 1881 года на художественной выставке, и картину немедленно купил Третьяков для пополнения коллекции.
Художественные приёмы
Картина была первым большим полотном автора (218 х 379 см), основанном на историческом сюжете. Туманное утро после дождливой ночи было выбрано им специально, чтобы подчеркнуть мрачным фоном трагизм происходящего. Для того чтобы создать впечатление огромной толпы, Суриков искусственно сблизил стену Кремля и Лобное место, уменьшив масштабы Красной площади.
В глазах солдат царя читается сочувствие к осужденным на смерть стрельцам. Живописцу удалось показать, что разделенный историческими событиями народ остается единым, несмотря ни на что.
Комментарии
картина шедевр как и все что создавал великий русский художник