Судьба человека — Николай Васенин

На модерации Отложенный



В июле 1941 г. попал в плен и больше 2 лет провел в немецких лагерях. В 1943 г. совершил побег и вступил в ряды французского Движения Сопротивления. В апреле 1945 вернулся в СССР, Родина осудила героя на 15 лет ссылки. Освобождён лишь в 1960–м., реабилитирован в середине 1980–х. Награждён французским орденом Почётного легиона.

На пожертвования неравнодушных людей о Николае Максимовиче снят документальный фильм, прилагается к посту.

Доверие к нему французов было таково, что его назначили командиром боевой группы. Ее так и называли — «Отряд Николя».

Под началом Васенина было полсотни человек, среди которых много русских, освобожденных или сбежавших из немецкого плена. С ними он принял участие в восстании местных макизаров против вишистского правительства, вспыхнувшем по призыву Шарля де Голля в июне 1944 года. Немцы бросили на подавление восстания 20 тысяч солдат. Повстанцам пришлось тяжело, но они не пали духом. Так, Васенину удалось при помощи переговоров склонить к сдаче карательный отряд, состоявший из 120 солдат — выходцев из среднеазиатских республик СССР, облаченных в немецкую форму. А спустя два месяца, когда на юге Франции высадились войска союзников, «Отряд Николя» лихим налетом захватил городок Сен–Рамбер–д’Альбон (Saint–Rambert–d’Albon). Васенин лично сорвал с ратуши немецкий флаг и сжег его. Партизаны удерживали город в течение нескольких недель до подхода англо–американских войск, и все это время «месье Николя» исполнял обязанности коменданта. За освобождение Сен–Рамбер–д`Альбона Васенин был представлен к награде — Кресту бойца (учрежден в 1930 году для награждения тех, «кто с риском для своей жизни защищал Родину»; аналог советской медали «За отвагу»).

НА РОДИНЕ

С приходом англо–американских войск «Отряд Николя» прекратил боевые действия.

В начале осени Васенина вызвали в освобожденный Париж, где уже работала советская военная миссия. Там ему наконец выдали советскую форму с лейтенантскими погонами и назначили начальником военно–учетного стола. В январе 1945 года перевели в Марсель на должность начальника штаба полка по организации и отправке советских граждан на родину.

Мысли о доме теперь не покидали его. В начале апреля Николай Максимович не выдержал и написал рапорт об отправке в СССР. Знал, конечно, что все бывшие военнопленные проходят жесткую проверку в НКВД, но надеялся на свои боевые заслуги. Верность Родине хотел подтвердить на намечавшейся войне с японцами. Ходатайство его было удовлетворено, и уже 20 апреля сухогруз доставил его вместе с другими репатриированными в Одессу.

Перед выходом на берег лейтенант Васенин с гордостью надел мундир с Крестом бойца. Однако Родина встретила своих сыновей неприветливо. Офицер НКВД перед строем репатриантов сорвал с груди Васенина «буржуазную» награду и швырнул ее в море. Еще и пошутил мерзко: «Лучше бы ты проститутку с собой привез, чем медаль». И хотя ничего компрометирующего в биографии Васенина проверяющие не нашли, военный трибунал приговорил «изменника Родины» к 15 годам ссылки. Мало ли, чего он там нахватался за границей...

До 1960–х годов Васенин работал на угольных и оловянных шахтах в Читинской области (поселок Букачачу). Как сказано в документах, «находился в принудительной командировке». Жизнь ссыльного была не сахар: «Все время оборванный, голодный, урвать бы кусок покушать — хоть у собаки…». Смерть Сталина принесла некоторое послабление в содержании — Васенину разрешили жить в поселке и выезжать на небольшие расстояния.