«Шторм» против Storm

На модерации Отложенный

«Шторм» против Storm

Новость о поставках киевскому режиму высокоточных англо-французских ракет воздушного базирования «Storm Shadow» с дальностью порядка 250 км вышла практически одновременно с объявлением о формировании авиационного подразделения особого назначения «Шторм» (газета «Взгляд»). Случайное совпадение? Скорее да, чем нет, так что разбираться с этими «штормами» предлагаю по-отдельности, а там, как получится.

Поехали.

1. Поставки крылатых ракет Storm Shadow – это, безусловно, следующий шаг к эскалации, предпринятый Западом под мантры о том, что не разрешают Украине использовать дальнобойное оружие по гражданским объектам в глубине территории России. 

Вообще, здесь надо всегда чётко понимать: если сообщается, что такое-то оружие передано ВСУ, значит уже однозначно есть обученные люди, которые готовы его применить. По-другому не может быть. 

В частности, это означает, что уже заранее произведены работы по адаптации данных ракет к украинским самолётам, прежде всего, Су-24 – узлы крепления и система управления. И понятно, что об этих поставках нашим было известно заранее, что совсем не означает заранее научиться их сбивать. Только в реальном бою и никак иначе.

В результате, имеем вчерашний удар по Луганску и исключительно по гражданским предприятиям «Полипак» (полимерные изделия) и «Милам» (мясопереработка). Пострадали мирные граждане, в том числе шестеро детей.

 Другими словами, чтобы было окончательно понятно: в целеуказание были заранее заложены координаты гражданских объектов и списать это на случайность или действия российской ПВО уже не получается: обе ракеты прилетели туда, куда и планировалось.

Пуск был произведён с самолёта Су-24, который был сбит ВКС РФ, в том числе сбит прикрывавший его истребитель МиГ-29.

То, что самолёты были сбиты – это хорошо, но то, что должным образом не сработала ПВО – плохо. Но тут есть нюанс, даже несколько.

Во-первых, Storm – низколетящая ракета, во-вторых, летит не по прямой, то есть, по кратчайшему расстоянию, а по программе, которая может проложить маршрут так, что легко зайдёт даже с тыла, в-третьих, вчерашний удар сопровождался ложной целью и американской ракетой подавления ПВО ADM-160B MALD.

В общем, это серьёзные высокоточные дорогие ракеты, с боевой частью 450 кг, стоимостью 2,5 миллиона евро, которые прилетели точно туда, куда и были запрограммированы – по гражданским целям. 

И до тех пор, пока российские ПВО не научатся их сбивать, а средства РЭБ – выжигать электронную начинку, они так и будут прилетать туда, куда хотят. Также, как научились сбивать ракеты HIMARS.

Тему разведданных по маршрутам транспортировки и местам складирования, не поднимаю, ибо это само собой.

Ничего, научимся, не Боги горшки обжигают. К тому же, есть у меня подозрение, что в случае с Луганском больше сыграл фактор неожиданности. Поскольку по основным полётным параметрам Storm имеет весьма близкое сходство с российскими Калибрами, давно стоящими на вооружении, то и средства противодействия должны быть также давно разработаны.

В заключение, добавлю следующее напоминание: дискуссии на Западе о возможности поставок дальнобойных высокоточных вооружений закончились также, как и все предыдущие дискуссии о танках и прочих Хаймарсах, а именно – поставками. 

На очереди ещё более дальнобойные ракеты, к чему надо быть готовым заранее. Сейчас, вроде бы, поутихли разговоры о боевых самолётах западного производства, что, скорее всего, означает, что решение принято. Какое решение, вскорости узнаем, а сейчас, полагаю, идёт ускоренное обучение украинских пилотов.

2. Что касается авиационного подразделения особого назначения «Шторм», то первое впечатление от информации – что-то здесь не так. Вполне возможно, что со временем всё разъяснится, но пока вопросов больше, чем ответов. 

Я даже сначала начал грешить на сухопутное происхождение генерала Суровикина, где спецподразделения – обычная практика. Однако, вроде бы «Шторм» вообще будет формироваться не в рамках ВКС, а под патронажем Министерства обороны и будет ли к нему иметь отношение Суровикин, вообще пока не понятно.

Здесь пока на паузу, разбираемся дальше.

Итак, предполагается, что «Шторм» будет полноценным авиационным полком в составе трех эскадрилий:

- Истребители-бомбардировщики Су-34,

- Фронтовые бомбардировщики Су-24, и

- Ударные вертолеты.

Набирать будут лётчиков-добровольцев из запаса и, внимание, лучших лётчиков (и штурманов) из действующих боевых частей. Набор, кстати, уже идёт с апреля.

Что касается запасников, то тут всё норм, пройдут интенсивную переподготовку и в бой, желающих, я уверен, там валом, а вот со второй частью – вопрос не очень понятный. 

То есть, набрать лучших действующих военлётов, каждый из которых – штучный «товар», из строевых частей – однозначно ослабить подразделение, что скажется на боевой работе, а главное, на росте мастерства молодых ребят, которым надо с кого-то брать пример. Я уж не говорю о потенциальном росте потерь, что совсем недопустимо.

Сразу скажу: мне неизвестно, идёт ли набор из действующих, я лишь обсуждаю то, что было публично заявлено.

Далее. Указано на какую-то российскую систему классной квалификации военных летчиков, где высшей ступенью профессионального мастерства в боевой авиации является звание «летчик-снайпер». 

Это что-то новенькое, ибо я первый раз встречаю нечто отличное от лётной классности: «лётчик 3 класса», «лётчик 2 класса», «лётчик 1 класса». Всё. Всё остальное – пафосные значки, не более, их полно, как шевронов в ВСУ. 

Да и вообще, даже стандартная классность отражает в основном налёт с учётом наличия или отсутствия лётных происшествий. И никаких «лётчиков-снайперов» – это всё обычные лётчики того или иного класса, выполняющие свою работу, которую когда-то осознанно выбрали.

Да, военлёты – элита любой армии, также как «морские волки» – тоже элита и все они не лучше и не хуже элиты других родов войск. Другое дело, когда речь идёт о спецподразделениях, то к авиации это не очень клеится.

Аргумент, что нужны бомберы для массового применения авиабомб с УМПК (универсальный модуль планирования и коррекции) вообще не аргумент. Этих бомб, от УПАБ-500 до УПАБ-1500, на которые сейчас серийно ставят УМПК – миллионы с советских времён и даже супер-спецавиаполк будет расстреливать их десятилетиями, потому поступать они должны во все действующие авиационные части и без ограничений. Туда, где уже летают и бомбят, летают и бомбят.

Да, есть слух, что оклады в «Шторме» будут вчетверо больше, чем в существующих частях. Вот здесь надеюсь, что это просто слух, ибо совсем из ряда вон: с какой-такой стати? Не вижу отличий строевого военлёта и военлёта спецполка.

И последнее, что меня убеждает в том, что если и будет реально формироваться «Шторм», то это точно не про Украину.

Дело в том, что наклепать целый полк новых самолётов и вертолётов – это задача отнюдь не двух-трёх месяцев, как заявлено в планах формирования полка. Значит, забрать технику можно только из строевых полков, причём самую исправную и если это так, то это является косвенным подтверждением, что подчинённость действительно планируется не командованию ВКС РФ, а сильно выше. Посмотрим, не уверен, что это верное решение, ибо придётся «нагибать» Суровикина.

Короче, вижу единственный, более-менее, вменяемый ответ на информацию: с учётом продолжающейся эскалации, в которую всё глубже втягивается Запад, легко перешагнувший дискуссии о дальнобойных высокоточных системах (ракеты Storm), способных поражать цели в глубоком тылу, в России будет сформирован авиационный полк особого назначения «Шторм» в качестве ответа на возрастающую вероятность прямого столкновения с НАТО. 

Главное, чтобы не торопились «раздевать» строевые полки, где и так нарастают боевые потери и повышенный износ авиапарка в условиях интенсивных боевых действий.

Вот, собственно, и вся косвенная и прямая связь двух «штормов», потому как, повторю, недалёк тот день, когда и натовская авиация однозначно заглянет на огонёк, чтобы пострелять. 

А действовать надо на опережение. Надеюсь, что авиаполк «Шторм» будет адекватным асимметричным ответом, а все оставшиеся вопросы – от недостатка информации, которую нам, в принципе, никто докладывать и не обязан.

Летунам удачи и земля небом тем, кто погиб за Россию.

Александр Дубровский