Жадный до долларов: как Сальвадор Дали превратил свое имя в бренд
На модерации
Отложенный
Сальвадор Дали Фото: legion-media.ru
Наталья Степанова
Сальвадор Дали – один из наиболее финансово успешных художников в истории искусства. Однажды основоположник сюрреализма Андре Бретон, высмеивая любовь мастера к деньгам, составил из его имени анаграмму Avida Dollars – «жадный до долларов». Time Out рассказывает, как Дали превратил свое имя в успешный бренд.
Хайп и эпатаж
Дали – признанный мастер эпатажа. Вычурные усы, безумный взгляд, бархатный пиджак, аристократичная трость в руках, живой оцелот или муравьед на поводке – и вот Сальвадор готов для эффектного выхода в свет. Оцелот по кличке Бабу на самом деле принадлежал менеджеру и секретарю художника Джону Питеру Муру. Он ухаживал за животным и решал конфликты, когда оцелот портил имущество – метил рояль на круизном лайнере или старинные гравюры. Муравьеда с экстравагантной фотографии Дали тоже одолжил на время в зоопарке в качестве дерзкого аксессуара. В какой-то момент хайп стал смыслом жизни художника: экзальтация, вычурность, провокация – вот что способствовало постоянному интересу к его персоне.
5 особенных тем в творчестве Сальвадора Дали
На собственную лекцию по сюрреализму Дали пришел в водолазном скафандре, но что-то пошло не так: шлем заклинило, художник оказался лишен кислорода и чуть не задохнулся. В экстренном порядке его пришлось вытаскивать из костюма. Подобных историй с выходками Дали – множество, художнику самому было на руку плодить о себе легенды. Чем больше о тебе говорят и пускают слухов, тем больше ты запоминаешься, становишься культовой фигурой. Своей цели Дали с успехом добивался, на него невозможно было не обратить внимание.
Успокоительное без побочных эффектов: 9 произведений искусства, избавляющих от тревоги
Универсальный человек: почему Леонардо да Винчи до сих пор актуален
Он был дьявольски изобретателен: когда ты купаешься в деньгах, а твоя жизнь – это череда выматывающих праздников и перформансов, сложно придумывать все новые способы удивить публику. При всей своей показной взбалмошности и спонтанности, он был невероятно расчетлив. К нападкам со стороны художественного сообщества и уколов о том, что ему ничего не нужно, кроме денег, Дали относился со скепсисом и иронией. В ответ на анаграмму Андре Бретона, Сальвадор написал картину «Апофеоз доллара».
«Я слишком умен, чтобы быть хорошим художником», – говорил Дали в одном из интервью.
Его цитаты и афоризмы вообще любят издавать отдельными сборниками – они остроумные, колкие, часто идут вразрез с общепринятыми идеями. Но об их правдивости и честности сложно судить. Дали всегда был на виду, написал несколько удобных для культивирования своей персоны автобиографий, в результате полностью скрыв себя настоящего за ширмой из фарса и легенд. «Настоящего» Сальвадора знали немногие, в их числе – родная сестра Анна Мария, которая в своих воспоминаниях о детстве художника неожиданно охарактеризовала его как спокойного и довольно ординарного человека, которого в какой-то момент подменили, и он надел «маску Дали». Сальвадору воспоминания пришлись не по душе: они подрывали столь долго создаваемый им имидж гения.
Семья и живопись
Критики Дали могли называть его искусство вульгарным или даже пошлым, но на одном эпатаже сделать себе карьеру и оставаться востребованным во множестве арт-областей невозможно, необходим талант, мастерство и серьезный культурный базис. Дали родился в Каталонии в семье зажиточного нотариуса. Вопреки мнению сестры, сам художник рассказывал, что вел себя капризно, эгоистично, истерично, нарочно «ради своего удовольствия» мочился в постель до восьми лет, а родители и семья потакали его особенностям и баловали.
В начале творческого пути Дали исследовал легкие и яркие пейзажи импрессионистов. Затем – фовистов с изображением яркой жизни на берегу Средиземного моря. Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде Дали официально не окончил, но это не значит, что он не научился писать – в его наборе помимо пейзажей были и фигуры, и портреты, и натюрморты. Далее – кубизм и Пабло Пикассо, итальянский футуризм, реализм 1920-х годов. Если просматривать ранние работы Дали, кажется, будто листаешь краткий справочник по миру искусства. Дали прилежно учится колориту, манерам, фактурам, приемам.
12 картин, у которых нужно задержаться хоть раз в жизни
Попробовав на вкус почти все существующие на тот момент стили, Дали решил выбрать свой: около 1929 года он примыкает к сюрреалистам, во главе которых стоял поэт и писатель Андре Бретон. В широком смысле сюрреализм можно считать бегством от окружающего мира в подсознательное, пространство снов и иррационального. Художники этого направления использовали фантасмагорические формы, обращались к темам эротики и неизведанного. Все это будет у Дали до конца жизни в работах, даже когда он разорвет официальные отношения с сюрреалистами.
Во-первых, Сальвадор не любил придерживаться правил, а у сюрреалистов был сформулированный Бретоном манифест. Во-вторых, сказалась разница в политических воззрениях: Бретон придерживался левых взглядов, а Дали поддержал режим Франко. Да и в целом, как подсознание можно ограничить какими-то условностями, рамками и общими правилами? Дали громко заявил: «Сюрреализм – это я!». И пошел своей дорогой.
В его работах почти все предметы и формы узнаваемы – руки, тигры, цветы, часы, лица – но все вместе они переплетаются абсолютно нелогичным образом, в результате чего в сознании зрителя возникает диссонанс: «Что я вижу перед собой?».
Король импрессионизма: что мы знаем о Клоде Моне
Искусствоведы и любители регулярно упражняются в расшифровке этих картин и сюжетов, выискивая параллели с фактами из жизни художника, историческими событиями, привычными символами из истории искусства или цитатами из работ Зигмунда Фрейда, пытаясь объяснить себе происходящее на полотне логическим образом. Но вряд ли в работах Дали есть прямой и очевидный посыл – это общий образ бессознательного, который бесполезно дробить на отдельные элементы.
Дали в живописи работал сосредоточенно, его не особенно интересовала импровизация, спонтанность, вольное разбрызгивание краски и другие приемы акционистов. Даже в самых простых, на первый взгляд, работах видно, с каким высоким уровнем художественного мастерства они сделаны. Замысловатая роль линии, виртуозное управление светом и цветом – Дали с уважением относился к мастерам эпохи Возрождения, в особенности к Рафаэлю.
Интересно, что при всей своей зрелой буффонаде, иногда нарочито нелепом поведении, живопись Дали почти всегда оставляет после себя тяжелое, неуютное ощущение. В большинстве его работ изображены пустынные и холодные пространства, происходящее в них застыло во времени, там нет живых или эмоционально окрашенных предметов, все показано очень отрешенно.
Традиции, спокойная, размеренная и «тяжеловесная» жизнь не привлекали художника. В какой-то момент Дали рассорился с отцом до такой степени, что тот решил лишить его наследства. Поводом стала очередная выходка художника, которая в тот раз вышла за пределы дозволенного. Дали написал на работе «Иногда, ради удовольствия, я плюю на портрет собственной матери». Мать умерла, когда Сальвадор был подростком, память о ней в семье чтили, так что работу посчитали верхом цинизма.
Гала и успех
Отношения с семьей разрушились не только из-за инцидента с негативной надписью в адрес матери, скорее это стало последней каплей. Напряжение между родственниками стало нарастать в связи с появлением в жизни Дали Галы – Елены Дьяконовой. С одной стороны, ее считают музой, которая вдохновляла художника на постоянные творческие эксперименты, с другой – нахрапистой русской эмигранткой, которую не интересовало ничего, кроме зарабатывания денег. Историк искусства Джон Ричардсон вспоминал, что «методы Галы были очень русскими: она не столько торговалась, сколько скандалила и угрожала».
Дали с большим удовольствием поехал заявлять о себе миру – во Францию и США. Высокомерный, уверенный в собственной оригинальности и уникальности, он ловко давал богатой публике то, что она хотела, – зрелищ. Он мог выстроить для зрителей целый умелый спектакль, причем в любом жанре и воплощении – в картине, в фильме, в фотографии, в рекламе, в собственном появлении. Сам Сальвадор, разумеется, был главным и единственным артистом в этом множестве пьес, но при этом словно сам же сидел в первом ряду представления. Он разыгрывал спектакль одновременно и для публики, и для себя, и для мироздания.
Дали не боялся быть смешным, иронизировать над современными художниками, которые твердили о свободе самовыражения, кормить великосветское общество своими сюрреалистичными произведениями-аттракционами. Публика могла соревноваться в интеллекте и философии, пытаясь разгадать, что именно изобразил художник в своих картинах, диванах в форме губ и телефонах с омаром вместо трубки. Зрители могли считать его бунтарства отголосками нездоровой психики, якобы традиционно свойственной многим гениальным художникам, в то время как сам Дали настаивал на своем рациональном видении.
Неизвестный Вермеер: 5 необычных фактов о художнике
«Единственная разница между мной и сумасшедшим – это то, что я не сумасшедший», – говорил Дали. Сальвадор не был сумасшедшим, но был особенным.
Кажется, что почти все проекты Дали оказывались успешными – это касается и живописи, и автобиографий, и кино. Он работал с Уолтом Диснеем, словно мимоходом создал логотип Chupa Chups, режиссировал фотосессии для журнала Playboy и сотрудничал с певцом Элисом Купером. С Альфредом Хичкоком связан дебют Дали как художника по спецэффектам в Голливуде, с Эльзой Скиапарелли — его опыты в области моды, с Леонидом Мясиным — завоевание театральной сцены. Дали не упускает возможности сходить на телевидение и сняться в рекламе: в кадре он откусывает от плитки шоколада, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошел с ума от великолепного вкуса. Словом, он дьявольски изобретателен. Он должен быть сразу во всех жанрах, и в рекламе, и в обществе, и в телевизоре – все внимание должно принадлежать ему.
Сальвадор смог при жизни превратить себя в бренд.
«Мой девиз гласил: “Главное, чтобы о Дали непрестанно говорили, пусть даже и хорошо”», — написал художник в автобиографии.
Особенность Дали в том, что он одновременно очень четко придерживается своей жизненной концепции, но при этом он удивительно пластичен – он подстраивается под то, каким вы хотите его видеть. Если вам не по нраву его сумасшедше-экстравагантная сторона, вы можете акцентировать свое внимание на его метафизических, философских работах, стараться разгадать вместе с ним запутанный мир сновидений и познавать мир бессознательного. Если вам по нраву Дали-делец, умелый дизайнер и рекламщик, художник откроет эту сторону своей личности и творчества. А кому-то больше по нраву рассматривать Дали с точки зрения недолюбленного ребенка, которому вечно не хватало внимания общества. Словом, Дали удивительно разнопланов и многолик – как в жизни, так и в творчестве.
Комментарии
Дали - талантище!
Алексей Нартов,
Алексей Нартов,
Алексей Нартов,
Алексей Нартов,
Интересно, а как ему помогли его доллары на том свете?
а они никому ещё не помогали.. Или есть обратные утверждения?
Дали был удивительно талантливый человек. и очень разносторонен — занимался живописью, скульптурой, создавал коллекции ювелирных украшений, сочинял стихи и мемуары.
Далековат я от искусства. Что-то приглянулось, а что-то далеко от понимания мной
Не знаю, что я сделал Paulius, но я у него в ЧС. А написать комент все равно хочу. Paulius, может Дали умирал со спокойствием хоть по этому вопросу? Что не нуждался перед смертью.