Как зарабатывает и на что тратит миллиарды Федерация независимых профсоюзов России

На модерации Отложенный


Покупка перед майскими праздниками «Санатория Форос» в Крыму Федерацией профсоюзов Татарстана за 1,4 млрд рублей говорит о все более прочных связях власти и организации, задача которой прежде всего защищать трудовые права работников. Профсоюзы в большей степени делают вид, что «гасят» забастовки и прочие недовольства, а власти предпочитают не очень вникать в хозяйственные дела этой организации и ее лидеров.

Богатое наследство

Источники РБК заявляют, что схема по покупке «Фороса» с привлечением профсоюзов была использована, чтобы истинный покупатель не попал в санкционные списки ЕС и США. Как заявили в Федерации Татарстана, деньги на «Форос» были получены от крупных региональных компаний, таких как «КамАЗ», «Татнефть» и т.п. Таких денег в самой профсоюзной организации нет и быть не может.

Тем не менее, бедной организацией профсоюзы назвать никак не получается: бюджет ФНПР измеряется миллиардами рублей, немалая часть которых заработана на недвижимости, доставшейся от СССР.

По словам известного экономиста Михаила Делягина, доставшиеся ФНПР по наследству санатории, профилактории, детские лагеря были перепрофилированы, став охотничьими клубами или игорными домами. Имущества передано было более чем достаточно – 2582 объекта: 678 санаториев, 131 гостиница, 568 стадионов, более 500 пионерских лагерей.

В действительности осталось от былого благолепия порядка 30 процентов. Но и его вполне достаточно для совершенно безбедной жизни. «Внутренняя отчётность есть, –

считает исполнительный директор Центра поддержки профсоюзов и гражданских инициатив (Профцентр) Юрий Миловидов,– но председатель ФНПР един в трёх лицах, он ещё и руководитель генсовета, и исполкома. Так что о том, что профсоюзы продали, а что оставили, можно только гадать».


Доходы – расходы

В распоряжении СМИ оказался документ, описывающий структуру бюджета ФНПР. Из него становится понятно, что у профсоюзов есть две статьи доходов. Собственно членские взносы - на них приходится 70% поступлений, и «прочие доходы», к которым относятся в основном поступления от коммерческой деятельности.

Что касается расходов, то почти 90% их уходит на поддержание существования ФНПР. По словам лидера ФНПР Михаила Шмакова, бюджет организации на этот год составляет более 200 млн рублей.

Тем не менее, сумма эта кажется несколько странной. В большинстве профсоюзов России членский взнос – 1% зарплаты. По словам Шмакова, в профсоюзной организации состоит сегодня порядка 20,7 млн человек, а средняя зарплата в стране, по данным Росстата, в феврале - 33,9 тыс. рублей. Если даже учесть, что 3-4 млн студентов и пенсионеров не платят взносов, просто подсчитать, что фонд членских взносов всех профсоюзов должен составить примерно 5,7 млрд рублей ежемесячно и, соответственно, 67,9 млрд рублей в год.

Конечно, профсоюзы не избавились от наиболее выгодного своего имущества, которое приходится на санатории, расположенные в Подмосковье и на юге России. Например, для управления сетью санаториев Кавказских минеральных вод было создано ООО «Курортное управление». В холдинг входят 22 санатория и профилактория, детский сад, библиотека, а также котельные, ремонтно-строительная база и прочее. По словам директора «Курортного управления» Юлии Корогодовой, совокупная выручка за 2015 год составила 5,4 млрд рублей, а чистая прибыль – 294 млрд 

Нельзя не сказать и о гостиницах и санаториях в Сочи, которые также принадлежат профсоюзам. ФНПР даже участвовали в олимпийских стройках, наряду с миллионерами Владимиром Потаниным и Олегом Дерипаской. Правда, как уверяет собеседник РБК, собственных денег у профсоюзов не было, а кредит брался во Внещэкономбанке (ВЭБ), главном источнике финансирования олимпийских объектов.

Деньги выделили трем акционерным обществам: «Адлеркурорту», «Клиническому санаторию «Металлург» и «Профкурорты. Санаторий «Светлана». Все эти организации управляют профсоюзными объектами в Сочи.

Про условия выдачи кредитов и сроков их возвращения ничего не известно.

Серьезной статьей доходов для профсоюзов остаются и госконтракты. За шесть лет — с 2010 по 2016 год — «Курортный холдинг» ФНПР реализовал госконтрактов на сумму более чем 4,8 млрд руб. Санатории краснодарского «Крайсовпрофа» за то же время продали путевок примерно на 4 млрд рублей.

Достается и дочерним профсоюзам ФНПР. Московская федерация профсоюзов получила за этого время госконтрактов на более чем 617 млн рублей, Ленинградская федерация профсоюзов - на 242 млн рублей, а сама ФНПР - на 32 млн.

Хорошо жить - еще лучше!

Таким образом, даже не очень глубокое исследование дает основания предположить, что профсоюзы - богатая организация. А вот сведения о том, как тратятся деньги, достаточно скудны. ФНПР – чрезвычайно закрытая структура, не публикующая отчетность. Во всяком случае, нет даже открытых данных о том, сколько работают в этой организации освобожденных профсоюзных деятелей (общественный работник, освобожденный от производственной работы). Нет данных о том, какова их зарплата. Не раскрывает своих доходов и глава ФНПР Михаил Шмаков.

Зато известно, как живет лидер профсоюзов. Как уже сообщала «Версия», Михаил Шмаков проживает в зарегистрированном на сына особняке в элитном посёлке на Рублёво-Успенском шоссе стоимостью до 10 млн долларов. Интересуется коллекционными автомобилями.

Гасить протесты

И вот тут необходимо вспомнить, а зачем собственно существует такая организация, как профсоюзы? В первую очередь в ее задачу должна входить защита трудовых прав работников. Занимается ли этим ФНПР?

По словам Михаила Шмакова, в 2014 году в стране насчитали 122 крупных конфликта в 49 субъектах Федерации. В 43 случаях это были забастовки – на транспорте, в обрабатывающих отраслях, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в здравоохранении. Михаил Шмаков заверяет, что российские профсоюзы никогда не относились к забастовке легковесно, как к самоцели или орудию для достижения узкополитических задач.

В тоже время, по данным объединённого штаба протестных действий и Центра социально-трудовых прав, в 2014 году было зафиксировано 297 конфликтов, из них порядка 166 – забастовки. По словам президента одного из крупнейших в России кадровых агентств Headhunter Юрия Вировца, ФНПР, похоже, не выполняет свои функции защиты прав граждан, а, наоборот, является органом, задача которого как раз подавлять забастовки и стараться погасить независимое профсоюзное движение. Видимо, получая за это недвижимость и прочие подарки от правительства.

Вероятно, именно этим и можно объяснить столь долгое нахождение на своем посту лидера профсоюзов Михаила Шмакова. Сейчас можно вспомнить, как в бытность президентом Бориса Ельцина обсуждалась возможность отставки Шмакова и замены его на молодого и чрезвычайно активного профсоюзного активиста, нынешнего вице-спикера Госдумы Андрея Исаева. А потом власти задумались: зачем, собственно, им на этом месте столь бодрый руководитель левацкого толка? А не уведет ли он профсоюзное движение совсем не туда, куда надо? И Шмаков остался. И занимает свой пост уже четверть века. Как говорится, при всех властях.