"Лестница эскалации"

На модерации Отложенный

По­ли­ти­че­ский ана­ли­тик из Рэнд (RAND Corporation) Клинт Рич сде­лал обзор книги "Во­про­сы эс­ка­ла­ции и де­эс­ка­ла­ции кри­зис­ных си­ту­а­ций, во­ору­жен­ных кон­флик­тов и войн" (2021), на­пи­сан­ной на­ши­ми учёными-военными: А.А. Ко­ко­шин - ака­де­мик РАН; Ю.Н. Ба­лу­ев­ский - быв­ший глава ГШ, В.И. Есин - кан­ди­дат во­ен­ных наук; А.В. Шлях­ту­ров - кан­ди­дат во­ен­ных наук (все они в про­шлом за­ни­ма­ли очень вы­со­кие посты в во­ен­ной иерар­хии). В за­вер­ше­ние об­зо­ра Рич при­во­дит из книги "лест­ни­цу эс­ка­ла­ции" кон­флик­тов между го­су­дар­ства­ми (4 глава), со­сто­я­щую из 17-ти сту­пе­ней: от ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ти­во­сто­я­ния и эко­но­ми­че­ских санк­ций (1) до ши­ро­ко­мас­штаб­но­го ис­поль­зо­ва­ния ОМУ (17). По всей ви­ди­мо­сти, у аме­ри­кан­ских "ана­ли­ти­ков" есть опа­се­ния того, что США и ЕС могут быть пе­ре­ве­де­ны в ато­мар­ное со­сто­я­ние и они пы­та­ют­ся по­нять чего можно ожи­дать от Рос­сии при раз­рас­та­нии СВОД­ДУ* на Им­пе­рию лжи. 

В со­вре­мен­ных усло­ви­ях «лест­ни­цу эс­ка­ла­ции» в наи­бо­лее общем виде как один из ва­ри­ан­тов можно пред­ста­вить в форме 17 сту­пе­ней (в раз­ви­тие пред­став­лен­ной в мо­но­гра­фии «Во­про­сы при­клад­ной тео­рии войны» «лест­ни­цы эс­ка­ла­ции» в 10 сту­пе­ней), но эта «лест­ни­ца эс­ка­ла­ции», по мне­нию ав­то­ров, не имеет за­кон­чен­но­го ха­рак­те­ра. 

Воз­мож­ная "лест­ни­ца эс­ка­ла­ции" кон­флик­тов между го­су­дар­ства­ми

1-я. Обостре­ние об­ста­нов­ки, вклю­ча­ю­щее в себя ак­ти­ви­за­цию ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ти­во­бор­ства, в т.ч. ин­фор­ма­ци­он­ные опе­ра­ции по де­ста­би­ли­за­ции внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го по­ло­же­ния про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны, эко­но­ми­че­ские санк­ции и др. 

2-я. Обмен угро­жа­ю­щи­ми за­яв­ле­ни­я­ми о воз­мож­ном при­ме­не­нии во­ен­ной силы, в т.ч. для за­щи­ты своих дру­зей и со­юз­ни­ков.

3-я. Обост­ря­ю­щий­ся по­ли­ти­че­ский кри­зис с по­вы­шен­ной ин­тен­сив­но­стью ве­де­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ти­во­бор­ства, де­мон­стра­ции во­ен­ной силы в «серой зоне» (в том числе ин­тен­си­фи­ка­ция по­ве­де­ния во­ен­ных уче­ний раз­лич­но­го мас­шта­ба, по­ле­тов вдоль гра­ниц удар­ной авиа­ции, ак­ти­ви­за­ция «де­мон­стра­ции флага» бо­е­вы­ми ко­раб­ля­ми сто­рон и др.), но еще без ее бо­е­во­го при­ме­не­ния. (В целом ак­ти­ви­за­ция про­ти­во­бор­ства в «серой зоне», ко­то­рое пред­по­ла­га­ет и го­ри­зон­таль­ную эс­ка­ла­цию.) 

4-я. «Ги­брид­ная война», неотъ­ем­ле­мой ча­стью ко­то­рой яв­ля­ет­ся огра­ни­чен­ное бо­е­вое при­ме­не­ние во­ен­ной силы (осо­бен­но сил спе­цо­пе­ра­ций, а также на­ем­ни­ков («прок­си»), част­ных во­ен­ных ком­па­ний и т.п.) на­ря­ду с ши­ро­ко­мас­штаб­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем по­ли­ти­че­ских, информационно-психологических, эко­но­ми­че­ских и пр. средств, свой­ствен­ных «ги­брид­ной войне». В связи с этим на «лест­ни­це эс­ка­ла­ции» «ги­брид­ную войну» можно рас­по­ло­жить и ниже по­ли­ти­че­ско­го кри­зи­са с по­вы­шен­ной ин­тен­сив­но­стью де­мон­стра­ции во­ен­ной силы (про­ти­во­бор­ства), и огра­ни­чен­ной (ло­каль­ной) «обыч­ной войны» без ис­поль­зо­ва­ния средств мас­со­во­го по­ра­же­ния.

5-я. Пред­на­ме­рен­ная или непред­на­ме­рен­ная про­во­ка­ция (ин­ци­дент) во вза­и­мо­дей­ствии ве­ли­ких дер­жав, по­влек­шая (по­влек­ший) за собой ги­бель людей и се­рьез­ный ущерб во­ен­ной тех­ни­ке.

6-я. Ло­каль­ная «обыч­ная война» с огра­ни­чен­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми це­ля­ми про­ти­во­бор­ству­ю­щих сто­рон и огра­ни­чен­ным при­ме­не­ни­ем во­ен­ной силы по вре­ме­ни и месту, без ис­поль­зо­ва­ния средств мас­со­во­го по­ра­же­ния и без ши­ро­ко­мас­штаб­но­го при­ме­не­ния бо­е­вых ки­бе­ро­пе­ра­ций при­ме­ни­тель­но к граж­дан­ским объ­ек­там, с за­дей­ство­ва­ни­ем лишь опре­де­лен­ной части сил об­ще­го на­зна­че­ния и обыч­ных средств по­ра­же­ния. Бо­е­вые ки­бе­ро­пе­ра­ции осу­ществ­ля­ют­ся лишь при­ме­ни­тель­но к ис­поль­зу­е­мым в такой войне силам об­ще­го на­зна­че­ния, без их воз­дей­ствия на си­сте­му го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния, на СЯС и СПРН, на граж­дан­ские объ­ек­ты. Осо­бая про­бле­ма – воз­дей­ствие ки­бе­ро­пе­ра­ций на нестра­те­ги­че­ское ядер­ное ору­жие (НСЯО) в силу на­ли­чия но­си­те­лей двой­но­го на­зна­че­ния. Мно­гие экс­пер­ты счи­та­ют, что раз­гра­ни­чить при­ме­не­ние ки­бе­ро­пе­ра­ций по сред­ствам НСЯО и неядер­ным сред­ствам с ана­ло­гич­ны­ми но­си­те­ля­ми невоз­мож­но.

7-я. Ре­ги­о­наль­ная война с ве­де­ни­ем бо­е­вых дей­ствий на суше, в воз­ду­хе, на море без по­ра­же­ния любых кос­ми­че­ских ап­па­ра­тов (КА), с про­ве­де­ни­ем бо­е­вых ки­бе­ро­пе­ра­ций более ши­ро­ких мас­шта­бов, неже­ли в слу­чае с ло­каль­ной вой­ной. Такая война в усло­ви­ях воз­рас­та­ю­ще­го уров­ня вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти в ми­ро­вой эко­но­ми­ке, в про­из­вод­стве про­мыш­лен­ной и сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции, в энер­ге­ти­ке и пр. чре­ва­та ра­ди­каль­ным раз­ру­ше­ни­ем це­по­чек по­ста­вок, на­ру­ше­ни­ем тор­го­вых путей, по­тря­се­ни­я­ми фи­нан­со­вых рын­ков и в целом ми­ро­вым эко­но­ми­че­ским кри­зи­сом огром­ных мас­шта­бов. Мно­гие экс­пер­ты по­ла­га­ют, что уже на этом этапе эс­ка­ла­ции во­ен­но­го про­ти­во­сто­я­ния между ве­ли­ки­ми дер­жа­ва­ми воз­ни­ка­ет угро­за даль­ней­шей ин­тен­си­фи­ка­ции бо­е­вых дей­ствий, ибо их будет крайне труд­но дер­жать в опре­де­лен­ных рам­ках; от­ме­ча­ет­ся, что в таком кон­флик­те ни одна из сто­рон не за­хо­чет при­знать себя по­беж­ден­ной и пой­дет на даль­ней­шую эс­ка­ла­цию вплоть до «ядер­но­го по­ро­га».

8-я. Огра­ни­чен­ная «обыч­ная война» с по­ра­же­ни­ем (фи­зи­че­ским уни­что­же­ни­ем или функ­ци­о­наль­ным по­ра­же­ни­ем) в тех или иных мас­шта­бах КА без по­ра­же­ния спут­ни­ков си­сте­мы пре­ду­пре­жде­ния о ра­кет­ном на­па­де­нии.

9-я. Круп­но­мас­штаб­ная «обыч­ная война» без по­ра­же­ния круп­ных го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций, хим­про­из­водств, атом­ных элек­тро­стан­ций и т.п., с при­ме­не­ни­ем «ки­бе­ро­ру­жия» лишь про­тив объ­ек­тов во­ен­но­го на­зна­че­ния как на ТВД, так и за их пре­де­ла­ми.

10-я. Круп­но­мас­штаб­ная «обыч­ная война» с про­ве­де­ни­ем бо­е­вых ки­бе­ро­пе­ра­ций, на­прав­лен­ных на на­ру­ше­ние си­сте­мы го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния и на по­ра­же­ние важ­ных граж­дан­ских эле­мен­тов ин­фра­струк­ту­ры дру­гой сто­ро­ны*.

11-я. «Обыч­ная война» с по­ра­же­ни­ем круп­ных го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций, с раз­ру­ше­ни­ем хим­про­из­водств и атом­ных элек­тро­стан­ций (при этом по­ра­же­ние круп­ных объ­ек­тов хи­ми­че­ско­го про­из­вод­ства, атом­ных элек­тро­стан­ций с мас­штаб­ным хи­ми­че­ским и ра­ди­а­ци­он­ным за­ра­же­ни­ем, чре­ва­тым ги­бе­лью мно­же­ства людей, что можно при­рав­нять к при­ме­не­нию ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния).

12-я. «Ядер­ный кон­фликт» – кри­зис­ная си­ту­а­ция, в ко­то­рую во­вле­че­ны один или несколь­ко об­ла­да­те­лей ядер­но­го ору­жия, а про­ти­во­сто­я­ние до­хо­дит до уров­ня, когда одна или более сто­рон на­чи­на­ют ис­поль­зо­вать ядер­ное ору­жие в ка­че­стве ин­стру­мен­та пря­мо­го политико-военного дав­ле­ния. «Ядер­ный кон­фликт» может воз­ник­нуть скач­ко­об­раз­но, без про­хож­де­ния от­ме­чен­ных выше ста­дий ло­каль­ной «обыч­ной войны», ре­ги­о­наль­ной войны и др.

13-я. Пред­на­ме­рен­ное или непред­на­ме­рен­ное уни­что­же­ние обыч­ны­ми сред­ства­ми (сред­ства­ми ПЛО) ПЛАРБ одной из ве­ли­ких дер­жав (в т.ч. не опо­знан­ной «тре­тьей сто­ро­ной»).

14-я. Де­мон­стра­ци­он­ное при­ме­не­ние ядер­но­го ору­жия в пу­стын­ной мест­но­сти без по­ра­же­ния людей, во­ен­ных и эко­но­ми­че­ских объ­ек­тов.

15-я. Война с огра­ни­чен­ным при­ме­не­ни­ем ядер­но­го ору­жия по ре­аль­ным во­ен­ным объ­ек­там, во­ору­жен­ным силам дру­гой сто­ро­ны.

16-я. Война с при­ме­не­ни­ем стра­те­ги­че­ских ядер­ных сил в «кон­тр­си­ло­вом» ва­ри­ан­те с по­пыт­кой из­бе­жать по­ра­же­ния граж­дан­ско­го на­се­ле­ния и важ­ных объ­ек­тов эко­но­ми­ки про­тив­ни­ка.

17-я. Война с мас­си­ро­ван­ным при­ме­не­ни­ем ядер­но­го ору­жия и дру­гих видов ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния, в том числе по круп­ным го­род­ским аг­ло­ме­ра­ци­ям.

* СВОД­ДУ - спе­ци­аль­ная во­ен­ная опе­ра­ция по де­ми­ли­та­ри­за­ции и де­на­ци­фи­ка­ции украй­ны.

Мнение:

Механическое нагромождение "ступеней", многие из которых повторяют друг друга и оторваны от военных и политических факторов, определяющих суть и течение военного конфликта.

1 - 5 ступени - это составные компоненты одного и того же процесса предвоенной эскалации. Они всегда взаимосвязаны и не развиваются отдельно друг от друга. Причём 4-я ступень "гибридной войны" носит перманентный характер, независимо от мира или войны. 

6 - 8 ступени - это составные части локальной войны с применением конвенционального (не ОМП) оружия. Главное отличие локальной или "ограниченной" войны - четко очерченный географический ареал, в пределах которого она разворачивается. Классический пример современной локальной войны - агрессия НАТО против России в Малороссии. Разграничение на "большую" или "ограниченную" по характеру применяемого оружия (ОМП) лишено оснований. ОМП неизбежно вызывает глобальную войну. До тех пор, пока оно не пущено в ход, на любой войне нет никаких ограничений в применении конвенционального оружия.

9 - 10 ступени - полная тавтология. Не только краткосрочный, но и самый ограниченный военный конфликт в современных условиях неизбежно предполагает боевые действия в виртуальной сфере. Кроме того, "крупномасштабная обычная война" - не более чем та же локальная война, но только в относительно в крупном по размеру регионе. Каким образом определяется сам масштаб? И в Нагоном Карабахе в 2020 году и на Украине в 2022-2023 годах применяется весь спектр конвенциального оружия. Карабахская война - это локальная и "мелкомасштабная" война? А война на Украине - одновременно и локальная, и крупномасштабная война?

11-я ступень - практически идентична предыдущим ступеням, начиная с 6-й. Чем "обычная война" отличается от локальной, ограниченной или крупномасштабной? 

12 - 17 ступени - искусственное обособление частей одного и того же процесса. Как и где можно "демонстративно" применять ядерное оружие, не нанося противнику потерь с живой силе и материальных ценностях? Где в Европе или США такое пустынное место? Или мы должны рвануть ядерный заряд на Новой земле и враг этого испугается? Непонятно также, каким образом можно обеспечить "ограниченное применение ядерного оружия", не доводя дело до его "массированного применения"? Стрельнули разок и хватит? Дальше не договаривались?

Может хватит глядеть в рот западным "светочам" стратегии и геополитики? Может лучше самим тему разрабатывать и на наработки своих предков опираться. Вроде это мы громили агрессоров от Александра Невского до Сталина. 

Понятно, что знания и опыт врага мы должны учитывать. И не просто должны, а это жизненно необходимо. Потому что зная, как думает и действует враг, мы можем выработать эффективную стратегию для его разгрома и нашей Победы.

Но слепо копировать и некритически переносить на свою почву его теоретические и практические наработки - это себе же во вред