Об общественном значении экономической дискуссии 2007-2011 года.
На модерации
Отложенный
“Единство убеждений было бы несчастьем для прогресса познания, но единство цели в делах общества — это необходимость”.
Юлиус Фрёбель
Тема жидомассонского заговора, федрезерва (ФРС США) как центра мирового зла, доллара как удавки на шее народов мира, получила огромную популярность в последнее время. Эти идеи лежат в основе бессметного числа различных публикаций, заявляемых как экономических, размышлений отечественных аналитиков и политологов. И самое главное – эти идеи сумели серьёзно заинтересовать значительную часть нашего общества.
Вокруг этих идей возникло неисчислимое количество ожесточённых споров и дискуссий, в которых приняли участие значительное количество представителей самых различных слоёв нашего общества. Местом их проведения стали главным образом множество дискуссионных площадок, главной из которых, на мой взгляд, бесспорно, является форум на сайте Михаила Леонидовича Хазина (worldcrisis.ru).
Сегодня уже можно вполне уверенно говорить о том, что в виде этой очень значительной суммы порождённой главным образом экономическим кризисом 2008 года критической мысли, мы имеем дело с неким серьёзным и значительным совершенно новым явлением нашей общественной жизни. И это новое общественное явление на сегодняшний день пока не изучено и не осознано в достаточной степени.
Замечу сразу что, по моему мнению, серьёзной общественной задачей является сегодня не столько разбор самих обсуждаемых в ходе данного дискурса теоретических выкладок и их качества. Архиважным делом представляется мне осознание общественного значения самой происходящей дискуссии. Безотлагательное требование дня состоит в том, чтобы понять, чем в реальности для нас, для перспектив развития нашей страны, является тот общественный продукт, который мы в итоге уже получили и продолжаем получать в ходе этого беспрецедентного в нашей новейшей истории общественного разговора.
В чём же заключается возможная важность данного явления для нашего общества? На мой взгляд, особая важность данного обсуждения состоит в том, что оно представляет собой вообще первый отечественный опыт общественного обсуждения как такого. Это первый внутринациональный дискурс после многих лет летаргического сна общественной мысли, вызванного полным игнорированием общественного мнения через его тотальное управление властью в нашей стране.
Здесь сам собой напрашивается вопрос. Почему именно данное обсуждение можно считать первым опытом общественной дискуссии и предвестником пробуждения общественного сознания? Ведь помимо данного обсуждения, происходят ещё множество и других. Значительно более горячих и эмоциональных. В ходе, которых обсуждаются различного рода межнациональные и религиозные стороны жизни нашего общества, и в них принимает участие даже большее количество людей. Да и рассматриваемое экономическое обсуждение, по сути, само есть следствие и порождение этого более обширного процесса.
Для того чтобы ответить на данный вопрос и попытаться доказать верность выдвинутой мною гипотезы надо на мой взгляд вспомнить, что по известному определению, целью общественного обсуждения является получение ответа на три главных сакраментальных вопроса. А именно.
Что происходит?
Кто виноват?
Что делать?
Исходя из данного представления и самого содержания экономической дискуссии, можно сделать вывод, что она изначально подразумевает в себе попытку поиска ответа на все вышеперечисленные вопросы.
Все же остальные дискуссии были и являются пока в подавляющем своём большинстве лишь выражением трёх общественных заявлений.
(Понятное дело я не рассматриваю здесь узкопрофессиональные дискуссии, а общественные).
1. Я чувствую дискомфорт по какому то поводу
2. Никому нет дела до меня и моих проблем
3. Услышьте меня
Все эти моменты, безусловно, присутствуют и в рассматриваемом мною экономическом обсуждении. И оно не может быть по-другому. Ибо законы диалектики неумолимы. От простого к сложному. Общественная мысль в своём саморазвитии в любом случае опирается на себя несовершенную в стремлении большего самосовершенствования. То есть, включая в себя всю гамму общественных страхов и предубеждений рассматриваемый нами объект, всё же изначально есть некая более высокая ступень общественного развития.
Для более полно раскрытия данного вывода, давайте рассмотрим ещё одну важную особенность данного экономического дискурса. Этот момент на мой взгляд имеет принципиальное значение. Именно этот момент и позволяет сделать вывод о том, что в именно эта дискуссия стала первым национальным общественным обсуждением как таковым. Самая ценная особенность данного дискурса состоит в том, что это процесс коллективного поиска правды. Правды, но не только справедливости, как мы её понимаем, сочувствия или единения, по национальному или религиозному признаку. И вот только коллективный поиск правды создаёт и воспроизводит ниву общественной мысли. И именно это и переводит этот дискурс в разряд общественных дискурсов.
Поскольку как отмечал ещё немецкий учёный 19 века Фрёбель - законы требуют согласия всех, притом согласия, которое было бы обоснованно. Демократический законодатель, однако, издает свои законы, имея в виду только большинство. То и другое можно соединить лишь при условии, что принцип большинства находится в некой внутренней сопряженности с исканием истины. Итак, общественный дискурс должен опосредовать разум и волю, формирование мнений всех и формирование воли большинства народных представителей. Далее он выразился следующим образом - “От меньшинства никто не требует, чтобы оно отказывалось от своей воли, чтобы оно объявляло свое мнение ошибочным; от меньшинства не требуют даже того, чтобы оно отказывалось от своей цели. Но... требуют, чтобы меньшинство отказалось от практической реализации своего убеждения до тех пор, пока ему не удастся лучше представить свои аргументы и собрать необходимое число согласных с ним”.
Всё вышесказанное подтверждает то, что состоявшаяся экономическая дискуссия 2007-2011 года стала первой общенациональной общественной дискуссией, которая заложила основы формирования реального общественного мнения, как решающего фактора, который будет определять будущее нашей страны. Это самое начало процесса в ходе, которого начинает просыпаться ото сна мозг великого титана - нашего многонационального народа.
С нами Бог!
Пюрвя Мендяев.
Комментарии